Миссионеры и цивилизаторы
Интересный разговор на сачке случился ( Ссылка ). Дорос незаурядный человек до доктора физ-мат наук, а затем почему-то на четвереньки опустился: стал завкафедрой на миссионерском факультете православного университета. По этому поводу вспомнил я историю одной миссии, работавшей в джунглях Южной Америки.
В устье Ориноко живет племя уарао. Мирные язычники, собиратели, истинные дети природы. Еще недавно, в доконтактный период – натуральный палеолит. Оделись они в конце ХХ века при непосредственном участии католической миссии, но отнюдь не по религиозным соображениям. Штаны – неприменный атрибут христианской культуры. Нагота для верующего эквивалентна бесстыдству. Четыре года немногочисленные группы миссионеров, сменяя друг друга, пытались приобщить уарао к христианским ценностям, начиная с одной из базовых – стыда. Представляю, какие лингвистические трудности они испытывали, объясняя индейцам необходимость прикрыть голую задницу! Ведь в языке уарао нет даже понятия времени, не говоря уже о таких словах, как срам или штаны. Помог случай. Из всех страшилок южноамериканской сельвы – анаконд, муравьев конга и прочей гадости – самой мерзкой и неизбежной для новоприбывших является так называемая диарея путешественника. Адаптация к местной микрофлоре длится 2-3 месяца. Молитвы никому ни разу не помогли - можно и концы отдать. А разве обосранным в рай пустят? Приходится принимать более материалистические меры. Однако, соответствующие медикаменты в больших количествах приводят к другой крайности, в местном климате тоже чреватой. В Южной Америке, заботясь о командированных специалистах и развитии туризма, нашли замечательное решение: кока-кола местного производства без каких-либо нежелательных последствий устраняет все неприятные симптомы. Пару литров в день – и никакого лопедиума (путешественники, запомните)! Разве что пузыриться начнешь. Миссионеры тоже запаслись кока-колой – поболее, чем иллюстрированными комикс-библиями. И надо же так случиться, что один индеец сей напиток хлебнул. Сладкая, шипучая, вкусом на лиану агухао похожа – понравилась! Рядом оказался догадливый священник, он не просто смог разобрать слово «еще», но и сделал соответствующие выводы. Два дня миссионеры угощали все селение уарао кока-колой (а вовсе не ромом, как случалось в Америке Северной), а затем прекратили бесплатную раздачу. На детски-обиженные просьбы налить еще предлагали: наденешь штаны – получишь газировку, не наденешь – пей жижу из Ориноко. Через неделю вся деревня щеголяла новыми трусами, а миссия затребовала с большой земли огромную партию транснационального напитка. Глобализация оказалась более эффективным миссионером-цивилизатором. Сейчас уарао ходят в брюках и юбках, но христианами так и не стали, хотя некоторые энциклопедии относят их к католикам - как часть Венесуэлы. Историю эту мне рассказала бывшая ее участница-миссионерша, а ныне продавец прохладительных напитков на берегу Ориноко в местечке Тукупита. Нормальный пример человека, своим умом встающего с колен.
P.S. Все же, маленькие национальные отклонения в транснационально-глобальном бывают очень кстати. А вот более послушная и туповатая Юго-Восточная Азия франшизу соблюдает строго, и местная кока-кола от диареи путешественника не помогает.
P.P.S. Снял я следы присутствия миссионеров в селении уарао, но только на видео. Так что за качество стоп-кадра не взыщите 
|
"Где-то я встречал наблюдение, что православие культивирует чувство стыда, чувство, которое всегда с тобой." - по моему это о грехе и у всех христиан: ты рожден с грехом и всегда обязан искупать его. Основа их кибернетики.
2 ЛЮ: "Свободная" - ну эттолько про ЭТО слово (может ОК и не заметит ))) ).
В первой паре, на мой взгляд, это сравнение вилки с бутылкой, поскольку вина - есть некий факт в рамках данного свода правил.
Вторая пара же противопоставляет чувства человека. Я пытаюсь коряво сформулировать, что стыд человек испытывает из-за того, что "видно" (внешнему цензору), а чувство вины - поскольку некие правила "интернализованы" и цензор внутренний, извинение - далеко не всегда избавляет от этого внутреннего цензора.
Кажется, это терминологический клинч, хехе. Предполагаю, мы уткнулись в любимую мною тему о культурных различиях, поскольку мне не кажется, что "стыд - это чувство, которое всегда с тобой" (больше похоже на описанеи неврза, нет?:))
ДАвайте на примерах: как православие культивирует стыд-всегда-с-собой в Вашем понимании?
Всё равно, что цветы посадить, что ..., в обоих случаях выходишь за границы "оговоренного" поведения. Просто 2-ой случай в контексте дискуссии был нагляднее.
Баранов
Чувство вины - следствие постыдного поступка, не важно были ли при этом свидетели или нет. Поэтому , ИМХО, здесь нет никакого противопоставления. И всегда, как правильно заметили, требуется извиниться, покаяться - признать себя виноватым.
:)
У каждого правила есть свои исключения (про немцев).
А если при свободе нечто теряет остатки цивилизованности, значит это нечто - не человек и не понимает своего счастья.
Лю.
Свободный человек никому ничего своим поведением не доказывает, тем более свои привилегии.
Не совсем верно. Если грубо, то это постулат ортодоксальных конфессий - православие/католицизм
Т.е. "лоху" изначально говорят: "Парень, ты нам уже должен, ты уже раб, и о другом исходе даже не думай!"
"2-ой случай" просто более распостранен...
причем до такой степени, что кажется, имманентно присущ "свободе воли"... :)
О, там много, да и не специалист я. Но очень кратко - стыд отличается от смущения, смущение человек испытывает перед другими людьми, стыд - перед Богом в себе. Люди могут не догадываться о постыдном поступке, а Бог об этом знает всегда, ты это тоже знаешь и должен вести себя соответственно. Бог простит - но на Страшном Суде, индульгенциями мы не торгуем ))))).
Ну и всё такое, сорри, я вынужден прерваться :).
Страницы: 1 2 3 4 5