Миссионеры и цивилизаторы
Интересный разговор на сачке случился ( Ссылка ). Дорос незаурядный человек до доктора физ-мат наук, а затем почему-то на четвереньки опустился: стал завкафедрой на миссионерском факультете православного университета. По этому поводу вспомнил я историю одной миссии, работавшей в джунглях Южной Америки.
В устье Ориноко живет племя уарао. Мирные язычники, собиратели, истинные дети природы. Еще недавно, в доконтактный период – натуральный палеолит. Оделись они в конце ХХ века при непосредственном участии католической миссии, но отнюдь не по религиозным соображениям. Штаны – неприменный атрибут христианской культуры. Нагота для верующего эквивалентна бесстыдству. Четыре года немногочисленные группы миссионеров, сменяя друг друга, пытались приобщить уарао к христианским ценностям, начиная с одной из базовых – стыда. Представляю, какие лингвистические трудности они испытывали, объясняя индейцам необходимость прикрыть голую задницу! Ведь в языке уарао нет даже понятия времени, не говоря уже о таких словах, как срам или штаны. Помог случай. Из всех страшилок южноамериканской сельвы – анаконд, муравьев конга и прочей гадости – самой мерзкой и неизбежной для новоприбывших является так называемая диарея путешественника. Адаптация к местной микрофлоре длится 2-3 месяца. Молитвы никому ни разу не помогли - можно и концы отдать. А разве обосранным в рай пустят? Приходится принимать более материалистические меры. Однако, соответствующие медикаменты в больших количествах приводят к другой крайности, в местном климате тоже чреватой. В Южной Америке, заботясь о командированных специалистах и развитии туризма, нашли замечательное решение: кока-кола местного производства без каких-либо нежелательных последствий устраняет все неприятные симптомы. Пару литров в день – и никакого лопедиума (путешественники, запомните)! Разве что пузыриться начнешь. Миссионеры тоже запаслись кока-колой – поболее, чем иллюстрированными комикс-библиями. И надо же так случиться, что один индеец сей напиток хлебнул. Сладкая, шипучая, вкусом на лиану агухао похожа – понравилась! Рядом оказался догадливый священник, он не просто смог разобрать слово «еще», но и сделал соответствующие выводы. Два дня миссионеры угощали все селение уарао кока-колой (а вовсе не ромом, как случалось в Америке Северной), а затем прекратили бесплатную раздачу. На детски-обиженные просьбы налить еще предлагали: наденешь штаны – получишь газировку, не наденешь – пей жижу из Ориноко. Через неделю вся деревня щеголяла новыми трусами, а миссия затребовала с большой земли огромную партию транснационального напитка. Глобализация оказалась более эффективным миссионером-цивилизатором. Сейчас уарао ходят в брюках и юбках, но христианами так и не стали, хотя некоторые энциклопедии относят их к католикам - как часть Венесуэлы. Историю эту мне рассказала бывшая ее участница-миссионерша, а ныне продавец прохладительных напитков на берегу Ориноко в местечке Тукупита. Нормальный пример человека, своим умом встающего с колен.
P.S. Все же, маленькие национальные отклонения в транснационально-глобальном бывают очень кстати. А вот более послушная и туповатая Юго-Восточная Азия франшизу соблюдает строго, и местная кока-кола от диареи путешественника не помогает.
P.P.S. Снял я следы присутствия миссионеров в селении уарао, но только на видео. Так что за качество стоп-кадра не взыщите 
|
Скотты - частный случай кельтов, если грубо.
Вопрос веры - личное дело каждого.
Другое дело, что церковь, прежде всего, иерархическая структура, построенная по своим внутренним законам, и следующая своим правилам.
А каждый уже должен решать сам - либо он член этой иерархии - раб и овечка божья, либо в овечьей шкуре (но другое жывотное, решаюшее собственные задачи, - таких обычно в любой иерархии на высших должностях достаточно), либо просто свободный человек.
Верно, с одной стороны.
С другой стороны, отсутсвие (или отрицание) некой социальной структры ведет к [персональному] изобретению велосипеда, пусть и весьма индивидуальной конструкции. Прошу заметить, что утверждение мое отнюдь не оценочное, я пытаюсь лишь донести мысль, что некие дефолты (мораль, способ взаимодействия с окружающими и проч) человек, желающий сущетсвовать вне некой структуры, все равно устанавливает, пусть и только для себя (своей семьи)
2svk
Чувство стыда отнюдь не изобретение христиан, иудеев или буддистов. И присуще оно не только рабам, напротив, если хотите, стыд - это привилегия господина. Рабам не стыдно, им бы выжить.
К чему это я? В общем-то, к определению терминов в беседе:)
" Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете - кто перед кем сколько должен присесть?
- Ну, эт на глаз...
- Дикари" © кин-дза-дза
А когда на этот свет появился, тебе кто-то обещал простую жизнь?
Браранов
Останусь таки при своём мнении. Отсутствие стыда - привиления господ. Господину "можно пукать", невзирая на наличие "обслуги", можно чавкать, не оглядываться на то, что скажут другие, ну и т.п.
Стыд - это ошейник, не позволяющий нам выполнять порой естественные безобидные поступки, да и просто ограничивающий проявление нашей воли, т.е мешающий нашему развитию. Поэтому и рабский.
Чувство стыда заставляет нас ощущать чувство вины. А мы изначально ни в чём не виноваты.
Страницы: 1 2 3 4 5