О меланхолии и не только
Это не рекомендация, а повод поговорить.
Кто хотел – фильм уже видел, остальные навряд ли будут. Скажу лишь пропустившим: если вас раздражают фонтриеровские приемчики (ручная камера без гироскопа, нестудийный звук, etc) – в «Меланхолии» картинка голливудская, музыка вообще классическая. Смело можете смотреть, причем на большом экране.
Сюжет. Первую серию рассказывать не буду, во второй Землю ждет конец света, надвигающийся в виде заблудившейся планеты с неизбежностью битка после мастерского клапштоса. Две сестры и ребенок пытаются спрятаться в наспех сооруженном символическом шалашике из жердей – но безуспешно.
Фильм слишком многогранен и умен, чтобы понравиться всем. Не все грани равнозначны, и не каждый зритель способен увидеть больше одной. Что успешно доказали профессиональные зрители – кинокритики. Прочитал два десятка рецензий – все однобокие.
Отвыкшие говорить прямо, критики умалчивают слово «шедевр», называя «Меланхолию» лучшим фильмом десятилетия, вершиной творчества Триера и т.д. А затем со столь же остроумным разнообразием объясняют фильм. Примерно так: «Есть человек, а у человека есть внутренний мир. И стоит этому человеку впасть в меланхолию, как внутренний мир начинает схлопываться, а следом уже и мир, окружающий этого человека, поспешает».
Привыкшие копаться в эмоциях и чувствах, мотивах и поступках, критики ищут подтекст, не замечая текста. А ведь главный смысл этого фильма лежит на поверхности, просто кричит: Люди, вы можете погибнуть! Богатые и бедные, умные и дураки, варвары и цивилизованные - все, в одно мгновение. И никакие жердочки фантазий и религий, духовности и высоких чувств, любви и веры не спасут ни вас, ни ваших детей от гибели, если вы будете бессильны перед природой. Погибните – и после не будет ничего. Предсказать беду вам поможет лишь разум, он – путь к спасению.
Сомневаюсь, что этот смысл появился в фильме случайно, и не удивлюсь, если следующим фильмом Триера будет что-нибудь НАУЧНО-фантастическое, в духе «Далекой радуги» и стилистике «Неотправленного письма». Что-нибудь о новой религии, где богом будет наука, а высшими священниками – физики и иже с ними.
Религии построены на страхе смерти и обещают своим приверженцам бессмертие в разных формах. Но бессмертие исключительно персональное, что позволяет фанатикам делить людей на своих и прочих и делать что угодно ради святой цели. Интересно, можно ли построить религию на основе страха перед гибелью вида в целом? Очень кстати пришлась бы…
|
Уже же есть такое учение как евгеника...
И практиков (опять же) полно было...
По поводу "Погибните – и после не будет ничего" есть основания сомневаться, что Триер и впрямь так думает. Его "Королевство" намекает на прямопротивоположное.
PS: Не в фильме, не в фильме... :)
После гибели Земли был долгий-долгий черный экран. И ничего больше. Режиссеры такого уровня случайной, непродуманной секунды экранного времени не допустят, не то что нескольких минут.
Точно, боком. И уровень ассоциации, наверное, даже девятый. О фильме ведь говорим, а не о моем отношении к Fraternitе и Еgalitе
ЗЫ: Хоть и не по теме - а точно религии на страхе основаны? Не на любви? А то как то обидно за религии... Вернее не за религии (чего им в самом деле?), а за человеков...
Страницы: 1 2 3 4 5 → Конец