"Дневник" Юрий Нагибин
Цитата:
"Сегодня ездили на Троицкую фабрику за квасным экстрактом. давненько я там не бывал,- впечатление сильное. То ли, отрываясь от действительности, невольно поддаешься газетному дурману, хотя я и не читаю газет, но дурман этот разлит в воздухе, то ли жизни души сопутствует представление о некотором внешнем прогрессе, но я никак не ожидал увидеть такой тмутаракани. Что за люди! Что за лица! Что за быт! Все пьяны, хотя день лишь предпраздничный: и старики, и женщины, и дети – тот контингент населения, который больше всего страдает от бомб и напалма. Жалкая лавчонка – центр, вокруг которого вращается весь местный сброд. Народный мститель – полупьяный глухонемой пенсионер все время гонял меня с места на место. Машина никому не мешала, иначе б и без него хватило доброхотов, но куда бы я ни встал, он тут же подходил, тыкал пальцем в крыло, затем делал запрещающий знак ладонью и принимался махать на меня руками, как на курицу, только «Кыш, кыш!» не хватало. Я отъезжал, глухонемой, исполненный достоинства, ковылял дальше, озирая окрестность хозяйским оком, делал круг и вновь гнал меня прочь. Я сладко думал о том, как хорошо было бы двинуть его буфером и сломать ему ногу. А потом мне вспало на ум другое: а ведь кругом довольные люди. Они не обременены работой, у них два выходных в неделю, куча всяких праздников, не считая отпуска и бюллетеней, водки всегда навалом, хлеба и картошки хватает; они могут унизить владельца машины и обхамить любого белого, забредшего в их резервацию. Они ходят выбирать, могут послать жалобу в газету и донос куда следует – прав хоть отбавляй. Они счастливы. Им совершенно не нужны ни Мандельштам, ни Марина Цветаева. Всё, на самом деле, творится по их воле. Как ни странно, эта мысль меня успокоила. Ужасен произвол, а тут всё происходит по воле большинства, причем большинства подавляющего, так что виновных нет…"
Написано в мае 1969 года.
|
Ну да, и я о том же. Но из этого вовсе не следует, что не нужно изучать разные виды несчастий несчастливых семей)))).
А чтобы не обвинили в том, что "явлениям природы приписывает классовое значение", по всей видимости, следует ограничиться вопросами семьи и брака, безотносительно к общественному устройству))).
А если серьёзно - цель статьи изложена в первом абзаце:
"В этой работе я пытаюсь рассмотреть те осо-
бенности человеческой психики, которые по-
могли сформироваться «советскому человеку»,
продолжали действовать при тоталитарном ре-
жиме и позже, уже после распада СССР."
И дальше:
"Пока же скажу только, что психологи рассматривают ЗМП внутри
психологической науки. Здесь же речь пойдет
о том, как они действуют в истории.
Я также смотрю на тип «советского чело-
века» в целом, обобщенно, т. е. обращаю вни-
мание на общие особенности человеческой
психики, одинаковые для всех людей, хотя
в каждом конкретном человеке они проявляют-
ся по-разному."
То есть, рассматриваются особенности проявлений ЗМП именно в контексте конкретного общественного устройства. В любом случае, такое исследование имеет полное право на существование.
Тогда это будет научно. А иначе - можно написать, что советского человека сформировало употребление на завтрак омлета и сырников в школе и манной каши в детском саду. И таки да, употребляли ж, все практически.
Или научный подход - это непременное сопоставление со всеми остальными человеками? А если, к примеру, описывать особенности поведения бенгальских тигров, их непременно следует сопоставлять с поведением уссурийских тигров? Ну, то есть, в общем и целом, конечно, сопоставлять нужно, но в отдельных работах?
Ну, вот текст Нагибина - про это, наверное. Он мне сугубо не нравится, сразу скажу. Не по-хорошему злой какой-то. В дневник - ради бога, у всех у нас скелеты в шкафах. Публиковать - некрасиво, имхо, что бы там уничижительного про самого себя не написано. Я у него "Терпением" раньше восхищался (потом это прошло), теперь, пожалуй, рассказики про Аввакума, Тютчева и Аполлона Григорьева ценю. Но я немногое читал.
Что касается усреднённых характеристик, то это сложно. Как для "человека советского", так и для немецкого, и американского. Думаю, что это - придумка идеологического отдела ЦК, подхваченная теперь хомо демократикусами, которых тоже не бывает. )))
Если мы выделяем типические черты, то значит, они должны более-менее устойчиво проявляться в каких-то ситуациях. В каких?
Можно говорить о, допустим, низкопоклонстве. Есть такая черта? Присуща она именно и только советскому человеку (а не обывателю РИ и раньше, или РФ)? Отсутствует ли она у представителей других стран и культур, в историческом аспекте в том числе?
Т.е. выделить что-то специфическое для СЧ трудно. Не говоря уж о том, что кто-то этот признак проявляет, кто-то нет, кто-то и рад бы, да не перед кем и т.п.
Низкопоклонство - наша историческая черта, увы (безотносительно к тому, имеется ли она ещё у каких-нибудь народов). Думаю, можно не развивать подробно.
"устойчиво проявляться в каких-то ситуациях. В каких?"
Предлагаешь описать реалии существования в советской среде (другие здесь не рассматриваем)? Думаю, это лишнее, учитывая средний возраст сачконавтов.
В общем, "к науке, которую я в настоящий момент представляю, это отношения не имеет".
А для чисто описательного опуса - жидковат подбор материалов. На каждый её пример легко находится контрпример, и что с того?
В п.4 она про Ельцина, Солженицына и Сталина рассуждает - явно по своим представлениям об их общественном восприятии. "Раньше любили - теперь перестали - а усатого по-прежнему любят" - у кого-то ровно наоборот, кто-то Ельцина всегда на дух не переносил.
Не стоит текст дискуссии.
"явно по своим представлениям об их общественном восприятии" - я, конечно, не берусь судить, какими источниками пользовалась Новикова. Обычно в таких случаях пользуются собранной статистикой.
"выдержки из очень определённым образом отобранных источников" - ну, это вообще смешно, учитывая заявленную цель работы.
Ну и про добровольное и принудительное стукачество.
"А уж писать про принудительное стукачество в СССР, когда в тех же Штатах адаптивно, выживания ради, у людей развивается добровольное - просто смешить тапочкопошивочные комбинаты."
Поясни, плиз, подробнее, что ты понимаешь под принудительным стукачеством в СССР и добровольным в США. Какова природа этого явления, каковы мотивы того и другого?
Ну вот да, получается, что цитата как раз про это примерно. Я, собственно, потому ее и.
Хотя... понимаю, что это звучит... эээ... скажем так, не слишком серьезно - но для меня в этом отрывке наиболее существенное "им совершенно не нужны ни Мандельштам, ни Марина Цветаева". Глупо, конечно.
Ну и плюс, конечно - "все творится по их воле". Но тут уж чего.
Текст, безусловно, недобрый, что и говорить. Одно вот это "белого, забредшего в их резервацию" чего стоит. Ну - если уж все-таки говорить о Нагибине и этом его "Дневнике" - там текст весь такой. Это еще далеко не самый жесткий кусок. Ты говоришь - злой; а я скажу - злобный, весь текст. Это не та веселая, энергичная, обаятельная злость, что у Аксенова; это именно какая-то тягучая, кислая, мутная злоба. При этом - про то же время и в значительной части про тех же людей.
Я же и говорю - у меня тут куча непоняток. Там, кстати, "про самого себя" как раз ничего уничижительного не написано, совсем даже ровно наоборот. Но по факту текст получается, говорю же, совсем безжалостным и беспощадным к автору. И, в общем, разрыв шаблона у меня в значительной мере вызван, видимо, тем, что тот просто-таки неприятный мизантроп, которого я вижу в "Дневнике", никак у меня не соотносится с автором многих, когда-то симпатичных мне, текстов; да может, и сейчас еще симпатичных - давно не перечитывала. Ну, т.е., это настолько натуралистичное подтверждение "когда б вы знали, из какого сора..." При этом ведь в дневнике практически все есть, что в его прозе - и "Терпение", и многое всякое... но, как у животновода Кукушкина, "другими словами". Действительно, страшным образом реальная иллюстрация к доктору Джекилу и мистеру Хайду.
И я, опять же, не понимаю - зачем он решил это публиковать?...
Я думаю, что, буде ты решишь сам это прочитать - караула тебе не случится, в том смысле, что разрыв шаблона, конечно же, для тебя фатальным не окажется; если вообще будет иметь место. Хотя чтение неприятное, тяжелое. Но, мне кажется, небессмысленное, так или иначе. Что-то там есть. А мне бы любопытно было мнение по факту услышать.
Воооот... ей-богу, по-честному не хотела рекламировать - нарочно не в Рекомендуйке написала, а в другом месте.
Ну, типа, и не говорите, что вас не предупреждали)))))
PS и да, война там у него совсем особенная; "отличная от других".
Да и вообще - фиксация наблюдений за собой в течение сорока с лишним лет, хоть бы и таких, как будто он через подмышку на себя смотрит - заслуживает внимания, на мой взгляд. Любопытно про человека.
Ничем она не пользовалась, это ж очевидно. Если бы пользовалась - упомянула бы источники, хотя бы в туманной форме, типа, по данным Левада-центра. О ссылках чего уж говорить. А какая цель-то? Или это курсовик, проиллюстрировать защитные механизмы личности (которые не она описала и изучала) на материалах из журнала Огонёк? О какой задекларированной независимости исследования вообще может идти речь в такой постановке? Скажем, она даже не пытается определить, шо это за зверь такой - СЧ? Существует он вообще? Ты, я, он, она - советские люди? Солженицын, Сталин, Троцкий, Королёв, Ландау, Нагибин - советские? А почему?
Поэтому здесь возражать нечему. Можно подобрать примеры ЗМП для обобщённого персонажа с Болотной, например, надёргав цитат из лояльных текущей власти сми. И получится доведённый до карикатуры человечек, солист-активист-провокатор из арт-группы Война. Поскольку психоанализ - то ли наука, то ли искусство, то ли спорт, то невозможного нет.
Про принудительное стукачество советского человека - это она пишет. Заметим, как о типической черте. Я, считающий себя очень советским человеком, оскорблён независимой исследовательницей до глубин волос и корней души. А добровольное стукачество за океаном - это, вроде, общее место всех впечатлений поживших. Гордон, помнится, рассказывал, что на него в какие-то надзирающие органы стуканули соседи, он что-то недозволенное держал на балконе, ящик какой-то. Судился, отстоял своё право на хлам.
Страницы: Начало ← 9 10 11 12 13 → Конец