Щукин: ощущения от посещения
Проникли и прониклись сегодня с внучками. Проникновение оказалось непростым. Заблаговременно билетами не запасся, надеясь на авось и хорошую погоду. Очередь с улицы не казалась длинной, от середины нижнего пролёта. На глазок оценил: минут на 20, если без форс-мажора. Действительно, за это время дошли до колонн. И тут я увидел, что у колонн очередь не кончается, а поворачивает налево, уходит за колонны под портик до стены, отражается от неё и потом только поворачивает на финишную прямую. Часа на 2, короче. Решили перенести на потом, а пока сходить на выставку фонда Вюиттона. Там очереди нет. И, как оказалось, продаются билеты на посещение всех музейных зданий, чуть дороже! Школьникам - бесплатно!! Лайфхак!!! Схватили три билета - и бегом к выходу из основного здания, там вход для нас: обилеченных заранее и шибко умных. А выставка оказалась неожиданной. Я настраивался на период от импрессионистов до кубизма и Матисса. Всё это было, но в рамках ВСЕЙ коллекции Щукина, из которой % на 70 состоит ГМИИ. Там было даже то, от чего я чуть не упал: эльгрековская Мария Магдалена из Будапешта, которая, как выяснилось, когда-то принадлежала Щукину, но он её перепродал. Ранние голландцы, французы эпохи до модерна, какие-то персидские ковры, предметы материальной культуры, иконы и виды демидовских заводов, кони, люди... И много чего ещё, причём с крайне неудачной развеской и оформительским решением. Дело в том, что в первых залах артефакты не только развешены по стенам, но и расставлены посреди зала. И экспонатов походу больше чем людей. Знаменитая ренуаровская "Обнажённая" стоит в толпе посетителей, которая (толпа) не знает, где найти такую точку для созерцания, в какой сквозь тебя не проходили бы новые жаждущие искусства. Организаторы решили не тратиться на шильдики-таблички для каждой картины, данные о 7-8 картинках приведены на одном листе бумаги, который висит в самом дальнем углу зала и к которому надо проталкиваться через толпу сапиенсов. В информации нет даже года написания: только фамилия художника, название работы и откуда привезена. Не думал, что это может так раздражать. :( Впрочем, отдельные залы для Сезанна, Гогена, Пикассо, Матисса... Там и народа почему-то меньше. Короче, тройка с плюсом, как ни обидно. Может быть это из-за наплыва посетителей, конечно. Но выставка такая, что этот наплыв будет до сентября. Да, по этим же билетам потом прошли на выставку фонда LVMH, правда у девчонок силёнок хватило только ещё на полчаса где-то. Но с точки зрения истории искусства для чайничков это всё равно полезно. Наверное. :)
|
С другой стороны - нууу... ну, в общем, наверное можно вспомнить и о некоторой, так сказать, "ответственности потребителя". Ну, т.е., собираясь на любую выставку, тем более такую, уже в названии которой - опять подчеркну! - заявлена некая концепция, и очевидно не совсем обычная, имеет смысл, мне кажется, как-то подготовиться. Лекция - не лекция, но интернет-то есть! Можно прочитать и про Щукиных, как минимум в википедии, и про историю коллекции, можно, в конце концов, и лекции какие-то в ютубе найти, и, например, фильмы Парфенова; да хоть бы аудиогид взять, в, конце-то концов. Тогда, возможно, ткани не будут восприниматься как "обилие продукции Щукинских мануфактур" ((с) VAN)))) - а кроме прочего, узнаешь, что не было вообще-то никаких "щукинских мануфактур", купцами они были, а не промышленниками)))) А был торговый дом, крупнейший; так вот, может, к тому эти образцы тканей, чтобы подумать: а откуда вообще-то у купецкого сына - хотя, конечно, и получившего прекрасное образование, но коммерческое же, а не специальное искусствоведческое! - настолько безупречный художественный вкус и чутье? которые позволили ему так отбирать экспонаты в коллекцию, как будто он заглядывал на века вперед, явно опережая время, не убоявшись (тогда!) ни Матисса, ни Пикассо. А вдруг в развитии его вкуса и то роль сыграло, что он в коммерческой своей деятельности помимо прочего занимался еще и тем, что отбирал для торгового дома образцы тканей? вот этих вот, что там развешаны? смотрел, значит, что нравится, что нет А? как идея? по-моему, любопытная! жаль, не моя)))
Воооот... насчет подписей-этикеток у экспонатов - меня, честно говоря, не парило))) картины-то в большинстве своем все равно из Пушкинского, все знакомые, практически родные. Ну, т.е., мне, в общем, видя ту же "Обнаженную", как-то не было необходимости идти и читать, что это, вона как, "Обнаженная", Ренуар))). Ну и потом, вообще говоря, и при самой традиционной развеске - если захочется табличку под картиной прочесть, это же в любом случае надо от самой картины отвлечься, да поближе подойти, чтобы разобрать, чего там начирикано, да назад вернуться, чтобы с подходящего расстояния снова поглядеть... а вокруг тоже люди ходят, и ты им мешаешь, да и они тебе... нет, меня такая организация подписей не напрягала совсем. Если вдруг видела, что что-то не из ГМИИ, не припоминаю навскидку - ну, значит, Эрмитаж. Вот тогда можно к этой экспликации подойти, проверить себя: ну точно Эрмитаж!)))
Вот как-то так))) а напоследок я скажу))) если вдруг кому интересно - вот, например, такая есть лекция об этой выставке Ссылка вполне можно посмотреть и тем, кто уже побывал. У Level One, на мой взгляд, поживее было, поинтереснее, пожалуй: а может, я просто этого лектора люблю, девочку эту, что нам рассказывала. Но и эта лекция, что по ссылке, тоже вполне любопытная и познавательная. Чтобы не было мучительно больно))))
Оль, я вот к чему веду. В последнее время, слушая классическую музыку, я иногда понимаю, что забыла (о, проклятый склероз), как называется то или иное произведение. И у меня нет шансов узнать название, ибо ни до, ни после исполнения не называется - кто написал, когда, кем исполнено. Или еще забавно -пришлите смс, а мы Вам за денежку скажем, что это! Хорошо это или плохо? Мне плохо, я волнуюсь за свою память, остальным, может быть, и по барабану.
На одном из концертов в КРОКУСЕ исполнителем был сыгран иной концерт Рахманинова,не тот, что был заявлен в программе. Сколько человек почувствовали это? Вот не знаю...
Мир делится на тех, кто знает и тех, кто не узнает никогда.
И я не все картины знала (помнила), но хотела бы не бегать по полутемному залу в поисках нужной надписи. И это дурновкусие, на мой взгляд, совмещать экспонаты музея с такой вот коллекцией. Хорошо, что врожденный вкус и чутье помогали не только отбирать ткани, но и в картинах видеть то, что в те времена еще было невидимым для многих. В любом случае, для меня не ткани главное. Им можно было занять свое место в коллекции - равноправное. Но едва ли стоит превращать музей в торговый дом. Шучу.
Конечно, википедию я почитала...
я не люблю историю. Ваще. Ну зачем мне знать про то, что было? Оно же сплыло:))))) Тем более что опроси 5 человек, свидетелей одного и того же события, так они расскажут 5 совершенно разных историй. Кому верить? Как правило, верят тому, чья история нравится больше.
Ровно поэтому я не слушаю лекций и не читаю википедию, а воспринимаю выставку как она есть. Мне тоже не понравилось читать про картины в одном углу, а смотреть на них в другом. Пусть большинство и знакомо, но всё-таки у меня тоже память девичья ( плавно переходящая в старческий склероз) и я многих авторов не помню. А толкаться, продираясь от надписи к картине и обратно, неприятно. Удручает.
Но и - за тех, что в Эрмитаже, спасибо организаторам! Когда ещё в Ленинград попаду. И за Эль Греко отдельное спасибо. Эль Греко - моя слабость, люблю!
И Щукиным - огромное спасибо! На что б мы без них смотрели?!
История (не наука о правдивости что было) - это еще одно измерение, время и действо. Без неё всё неполноценно. Не имеет связи с другим, не наводит на тесно связанное с этим, не создает единство мира и мировоззрения...
Надписи, авторы, названия, исполнители сейчас больше дело техники. Тоня давала выше ссылку, "мобильные устройства" вам в помощь.
Там даже значков QR кода нет. Там даже для слепых поленились (на такой-то выставке!!!) сделать надписи... две только видела...
Котик, дорогой. Гаджеты-это счастье. С одной стороны. Но с другой.... Я не хочу ходить по музею с ними. Даже список смотреть не хочу. Вдруг, меня нет в списке. И моей мамы тоже нет... Если я не от Кутюр, не узнать, что за картина🙄
А те, у кого проблемы с мозгами, не уважают гаджеты:))))
Увы, это тоже про меня!
Ну как жить?!
А я думал они вроде Морозова!
Собственно художественный вкус нужен как и производителям так и продавцам.
ЗЫ: Впредь "Обилие продукции Щукинских мануфактур" читать как "Обилие продукции Щукинского торгового дома"!
Кстати, - на выставке прерафаэлитов мануфактура тоже была представлена! И там она смотрелась более органично, к.м.к., поскольку многие картины той выставки легко себе представить в каком-нибудь каталоге дорогих тканей! :-)
Страницы: 1 2 3