Семнадцатый век
Если нет выдающихся фильмов и выставок, то можно попытаться приготовить что-нибудь из относительно рядовых. Например, попытаться заглянуть в одну из узловых точек мировой культуры - примерно 1600 год, плюс-минус несколько лет. Скорее плюс.
В Москве - кошмар Смуты, образованному человеку совершенно некуда пойти. В европах - тоже несладко: вялотекущая чума, протестанты режутся с католиками, инквизиция греется у костров. Тюдоры сменились Стюартами, Рюриковичи - Романовыми. Анри Четвёртого, "он славный был король", заклали аки агнца прямо в центре Парижа, неподалёку от Центра Помпиду. Конец света, конец Ренессанса. И вообще апофеоз малого ледникового периода. Т.е. реально холодно и голодновато.
а) Караваджо в ГМИИ. Однако ars longa побеждает. Начинается барокко, рождаясь, практически из порока (похоже на каламбур, но это и один из вариантов происхождения термина). Злой гений Караваджо его породил. Тот, кого (имхо) Пушкин перепутал с более великим:
...А Бонаротти? Иль это сказка тупой, бессмысленной толпы и не был убийцею создатель Ватикана?
Микеланджело Буонаротти - нет, не был. А Микеланджело Караваджо - был. Отморозок с подозрительными наклонностями :))неудержимо катился в пропасть, и в конце концов стал убийцей и беглецом от правосудия. На пути к жалкому финалу создал десятки шедевров, изменив выразительные средства живописи. У нас только одна его картинка, в Эрмитаже, а в Пушкинский привезли аж дюжину. Правда, говорят, очередь недецкая, а Онищенко предупреждал уже любителей кучковаться на морозе. Да и на Сачке есть мнение, что простывших в длинной очереди надо лишать медстраховки. Это типа дисклаймер, сам я ещё не был, жду тёплых февральских дней. Да, так если добрались до Караваджо, не надо им ограничиваться. Обязательно спуститесь на первый этаж, среди (почему-то) итальянских шедевров висит лучшее, на мой вкус, полотно ГМИИ, краденая жемчужина, "Иоанн Креститель" Эль Греко. Невероятно, что это деформированное тело, это рваное пульсирующее небо вышли из-под кисти короля маньеризма, а не какого-нибудь экспрессиониста начала 20 века. Это - совсем другая, параллельная живопись, только эпоха совпадает.
б) "Аноним" на экранах к/театров и в торрентах. Это было время начала современной науки. Непер придумал логарифмы (почти сразу, кста, появилась логарифмическая линейка), Виет - символьную алгебру, Тихо Браге, Галилей и Кеплер сделали черновой набросок описания Вселенной. И именно тогда была написана пьеса пьес, может, единственная, которую способен частично процитировать любой школьник. Вопрос её авторства актуален до сих пор, ответить на него взялся известный режиссёр, автор "Годзиллы" и фильмов катастроф. Я таки не выдержал, качнул из торрентов. Его версия отличается от версий наших известных решателей "шекспировского" вопроса. Добротный исторический фильм, любопытно глянуть на реконструкцию тогдашнего Лондона и вообще.
Джордано Бруно сожгли в 1600. Тихо Браге умер в 1601. Виет - в 1603. Караваджо - в 1610. Эль Греко - в 1614. Шекспир (тот, что из Стратфорда) - в 1616. Сервантес - в один день с ним. Непер - в 1617.
|
так понятно, почему. Всё надоедает - и высокое, и пошлое, и духовное, и примитивизм.
Гораздо интересней (мне, например) почему снимают много раз одно и тоже в разных вариантах, мусоля так и этак заезженную ситуацию, например, одну и ту же Анну Каренину, которую я и разу-то прочитать не смогла. Или это из серии контекста?
А вот что - ну, по сравнению с Караваджо - должно бы быть явно менее ожидаемо, так это Блейк. И иже с ним. Рекомендую - не то слово. Поразительно просто, на мой взгляд. Ну, или, может, тут дело в том, что я тундра такая необразованная. Но я, в общем, и предположить-то не могла. Хотя дочка и предупредила.
Еще из неожиданно приятного - очередь длиной полчаса в вечер четверга и приятно пустая Москва, позволившая в эту очередь успеть.
Но ждать февраля, кмк, все же может быть несколько рискованно. Во-первых, не факт, что он случится теплым - ну должна же быть в этой зиме хоть какая справедливость! А во-вторых, добрые сограждане привычно ломанутся повести себя в музей как раз под завершение выставок. А у Караваджо-то уже и сейчас не протолкнуться, за полтора месяца до окончания - это в девятом-то часу вечера!
Страницы: Начало ← 2 3 4 5 6