Безымянная - одна женщина в Берлине
Пока тема нашей Великой Победы не остыла... Немного другой взгляд на это событие. Обратная сторона войны. Судьба женщины в захваченном Берлине.
Немецкий фильм - его, наверно, никогда не покажут в России, хотя в Германии режиссёра обвинили в том, что он снял очень русское кино. "Не верьте тому, кто скажет, что это пропаганда" - говорит исполнитель главной роли Евгений Сидихин - "Это большое кино. Кино, которое требует от зрителя восприятия не только головой, но и сердцем... "
Не знаю, где следует скачивать, но он есть на DVD Ссылка
|
Есть вот такой документальный фильм
https://kinozal.tv/details.php?id=403118
"Апокалипсис: Вторая мировая война", снят европейцами, поэтому начинается как раз с Берлина-45 и именно с изнасилований. Но за кадром говорит дожившая до наших времён немка: "В то время мы говорили: пусть лучше на тебе лежит русский, чем над тобой летает американец". Такие дела. На войне для некомбатантов выбор невелик и оба варианта хуже.
А вообще - любопытна эволюция западного взгляда на те времена. Один из любимых моих фильмов - британский "Третий человек" 1948 года с Орсоном Уэллсом, как раз про времена оккупации, только про Вену примерно 46-47-го годов. Советские там изображаются "плохими", в целом, но о таком вот отношении к мирному населению речи нет. А у Содерберга в "Хорошем немце" 2002 года - уже в полный рост. Мода, што ль у них такая?
В тех краях, где я проводил свои летние сезоны, войны почти не было. Но райцентр Скопин, километрах в 20 от родной деревни моих родителей, был захвачен передовыми частями вермахта - всего на три дня. Воспоминания скопинцев выложены в сети, - повешенные активисты, разграбленные склады, изнасилованные местные жительницы. Это я к тому, что месть - плохое чувство, но об этом легко рассуждать в рамках религиозно-этических диспутов.
Рассказ очевидца
https://magazines.russ.ru/znamia/2005/2/ra8.html
О справедливости я только в этом смысле говорю.
Ужасно, что сейчас, спустя столько времени, во главу угла ставится то, что на самом деле является, все-таки, не главным.Тут, наверно, мое отношение к таким фильмам и событиям будет определенным. Я всегда буду защищать наших. И в своей душе буду думать, что во всех нациях найдутся те люди, которые уверены, что "война все спишет", как равно и другие. Пусть их будет больше и с нашей, и с той стороны - тех, кто даже в этом скотстве находил достойный выход.
Недавно видела передачу с Верой Глаголевой, где она рассказывала о своем фильме "Одна война". Сюжет фильма, наверно, многие знают. Обсуждать это невозможно, ужасно представить судьбы даже не этих женщин, а детей, которые родились от фашистов, какой травле подверглись они среди добрых людей, хотя они-то совсем не виноваты. Да и матери их не виноваты тоже в большинстве своем. Война - насилие. Это трагедия. И, мне кажется, фильм, о котором написала Марина показывает ее изнанку с некоторой долей смакования.
Интересно смотреть фильмы "блоками". Представительный "западный" блок на эту тему - "Третий человек" Кэрола Рида, "Нюрнбергский процесс" Стэнли Крамера, "Хороший немец" Стивена Содерберга. Это - классика, с отличными актёрами, лучшими из лучших. И - разнесённая по времени создания.
"Анонима" в этом ряду пока теряется, имхо. Но это - для нас важный фильм. Безусловно, для Сидихина решение сниматься - поступок. Хотя его герой на общем фоне, скорее, положительный. Но я для себя так и не решил, прав он или нет. В смысле, Сидихин, а не его персонаж.
Из книги Ю.Слепухина "Сладостно и почетно". Годы войны в Дрездене, антифашистски настроенная профессорская семья. В отпуск с фронта возвращается сын. Отец предлагает устроить ему побег и не возвращаться на фронт. На что сын отвечает, что сам видит, что война будет проиграна и зря была затеяна, но у него долг, присяга, и он останется со своими до конца. Возвращается и погибает.
Прав он или не прав? Вопрос риторический.
В сущности, история, рассказанная в фильме, не сильно отличается от сюжета романа “Берег” советского писатела-фронтовика Юрия Бондарева, опубликованного ещё лет 35 назад. Что, в общем, кажется теперь удивительным. Только у Бондарева всё более романтично, и то, что в "Анониме" показано как явление массовое, у Бондарева - только эпизод. Хотя и тогда между строк прочитывалось, что эти случаи не были единичны.
И я совершенно уверена, что фильм сделан не для разжигания вражды – это фильм, скорее, примиренческий. «Если русские причинили бы нам только малую часть того, что мы причинили им, то в Берлине не осталось бы ни одного немца» - говорит один из персонажей фильма.
И просто "говорящий" последний титр фильма – “Из 50 млн. погибших во Второй мировой войне – 27 млн. были жителями Советского Союза”.
Что характерно, если у Вайды в “Катыни” русские безлики – это страшная варварская сила (персонаж Гармаша – не в счёт), в "Анониме" очень чётко схвачены некоторые наши (может, и не только наши) национальные личностные типы – их легко встретить и на диком пляже, и на турецком курорте. И в интернете, между прочим… Только война ещё сильнее обостряет в людях всё самое низменное, всё садистское…
Но, по правде сказать, есть в фильме и нормальные русские, помимо героя Сидихина - юноша-поэт, хлебосольный грузин, девушка-санинструктор, преданно влюблённая в майора. И много-много просто очень уставших от войны, жестокости и неприкаянности людей. И их искренняя радость Победе, их ликование, что всё кончилось, конечно, чужды и немного диковаты немцам. А как это могло бы быть иначе?
“Хорошие немцы, возвращающиеся домой”, о которых ты говоришь – это раздавленные, уничтоженные люди… Они - не герои. Отнюдь.
Фильм, на мой взгляд, о человеческом достоинстве. О прощении. О сочувствии. О понимании…
Не буду касаться содержания - в фильмах 50-х годов, которые я сейчас глубоко изучаю )))), в самом конце следует трогательное обращение к зрителям, с просьбой не рассказывать знакомым интригу фильма, чтобы не портить впечатление от просмотра. А в "Чтеце" такая интрига есть, хотя факт, лежащий в её основе, сильно притянут за уши.
Тем не менее, авторы фильма явно пытаются вызвать сочувствие у зрителя к судьбе одного отдельно взятого эсесовца - и таки этого достигают. Мне его жалко, я понимаю, что он, в общем-то и не виноват: жизнь такой, страна такой, судьба такой.
Вот это "встречное" движение и кажется мне несправедливым - ну почему СС показывают всё более и более привлекательными, а победителей фашизма - всё более и более отвратительными? Разрыв шаблона, ага...
Страницы: 1 2 3 4 5 → Конец