4 месяца 3 недели и 2 дня
«Четыре месяца, три недели и два дня»
Еще один великолепный (не для всех), но малоизвестный фильм. Каннский лауреат, между прочим, Золотая пальмовая ветвь 2007 года. И, что редко случается с каннским жюри, лауреат вовсе не по политическим мотивам.
Особо впечатлительным особам не рекомендую. Одна знакомая была выбита из сна на неделю, как при крутом десинхрозе.
Новые волны в кинематографе - постоянное явление. Пожалуй, самая знаменитая – французская, конца 50-х – начала 60-х. На второе место по значимости и на первое по амплитуде я бы поставил венгерскую семидесятых. А еще были «британские рассерженные», немецкая и чешская волны, «азиатское нашествие», etc. Даже болгары в начале восьмидесятых отметились. Жаль, волны эти обычно быстро стихают, а их голливудская реинкарнация за редким исключением типа Милоша Формана интереса не представляет. Вот уже третий год длится девятый вал нового румынского кино, но штиля на горизонте не видно.
|
При всей его явной неблокбастерности, при полном отказе от пропаганды, замешанной на лжи. Негромко рассказанная история. Главные герои совершают преступление, причём вроде бы сами в этом виноваты. Но в конце фильма всё, что к ним испытываешь - это сочувствие и сопереживание. Несмотря на жуткие кадры, от которых режиссёр таки не отказался, кмк - напрасно. Недопоказанность в таких случаях действует безотказнее.
И совсем не потребовалось придумывать фантастические истории, предлагать неправдоподобные обстоятельства.
Я себя, ты знаешь, к нервным не отношу. Но всякий раз испытываю страшное раздражение в адрес режиссёра, если он нажимает в моём сознании на такие "кнопочки", отчего мне становится дурно. И чем талантливее нажимает, тем больше я на него злюсь...
Мне, в принципе, здесь хватило обилия физиологических подробностей и отвратной рожи врача, напоминающего маньяка...
Собственно, я себя всякий раз спрашиваю - мне это надо, потрясение это?
Но, поскольку, видимо, до самых "жутких кадров" я не досмотрела, скажи, это фильм, демонстрирующий, что аборт - это преступление? Но эта тема не новая и довольно скользкая. Говорят, что в некоторых европейских странах теперь этот фильм показывают подросткам в воспитательных целях...
Или это - социальная драма об обществе, не оставляющем женщинам выбора?
Я бы не смог однозначно отнести фильм к предложенным категориям. У меня не возникло чувства, что режиссёр осуждает девушек, их скорее жаль. С другой стороны, там нет и страшных тонтон-макутов Чаушеску. Есть девушка, которая слишком поздно решила прервать беременность, даже и о причинах такого решения говорится вскользь, типа – родители убьют. Я не в курсе тогдашнего румынского законодательства, но делать аборт, когда срок 4м3н2д, вероятно, не станет врач ни в одной стране мира. Потому что шансов на благополучный для женщины исход очень немного и всяко убийцей будет признан акушер. Впрочем, оговорюсь, я не знаю этого точно, но фильм я просматривал именно с таким предзнанием.
Драма, скорее, экзистенциальная. Признаком её (лично для меня) является отсутствие внятного ответа на вопрос, что нужно сделать, чтобы персонажи фильма сделались счастливыми. Для некоторых фильмов ответ – чтобы не было войны. Для других – разрешить аборты. Или – запретить аборты. Или – свергнуть Чаушеску. Здесь, по-моему, ни один не является решением.