"Река Потудань"
Есть тексты, которые невозможно читать. Но – невозможно и бросить… Просто соприкоснуться – не получится, слова, трансформируясь в какую-то непонятную субстанцию, проникают прямо в грудную клетку, и остаются там и мукой, и счастьем. Для меня это "Река Потудань" Платонова. Вообще я Платонова читала мало, и каждый раз как-то… до полного душевного изнеможения. Не могу, тяжело. А этот рассказ перечитываю часто. Иногда даже просто отдельные фразы. Ссылка
Его экранизировали Сокуров и Кончаловский, а теперь вот вышел спектакль уже упоминавшейся на Сачкодроме Студии театрального искусства. Спектакль идёт всё в том же замечательном здании на улице Станиславского, на открывшейся малой сцене. В фойе перед спектаклем - угощение на большом столе: картошка в мундире, сало, чай в алюминиевых кружках. Солдат в папахе встречает у дверей, деловито ворча, провожает за стол, наливает чай. Аскетичная сценография. Неторопливое действие, сохраняющее атмосферу платоновской прозы, её ритм. Хотя собственно слов в спектакле немного, это кусочки авторского текста, которыми режиссёр наделил персонажи. Но – нет той нестерпимой муки, которая есть у Платонова. О скитаниях Никиты зритель только догадывается, они лишь обозначены. И получается несколько другая история, в которой главное – взаимоотношения Никиты и Любы, а в конце - надежда на счастье, чуть более явная, чем в рассказе. Тридцать зрительских мест вдоль стен квадратной комнаты. Сокровенный разговор – так обозначен жанр спектакля. Всё очень близко. Очень хрупко. Светло.
|
Марина, спасибо!
Это что до сих пор современно?
А что современно? Это ведь такой текст... Вы почитайте... Он ведь - волшебник, марсианин...
2 Лю
Могу только порадоваться, что мои билеты попали в самые-самые Лю-дшие руки))).
Вспомнила я про “Реку Потудань” потому, что случилось мне на днях посмотреть фильм ещё 84-го года, который снял Андрон Кончаловский в Америке по мотивам этой повести. Называется он “Возлюбленные Марии” (“Maria’s Lovers”).
И хотя там и время другое, и место, и сюжет изменен, и героев зовут не Люба и Никита, но тоже всё-таки – Мария и Иван, удивительным образом, как мне показалось, гармонично платоновский сюжет воплотился в американской глубинке…
И пенсильванские просторы как-то очень напоминают российские, и река, и люди, в общем-то, такие же простые, а чувства - не менее сложные, и отношения…
Сам режиссер сказал когда-то, что не знает более пронзительного произведения о любви, чем “Река Потудань”.
То есть, по-моему, это очень хорошее кино… Но ВСЕМ рекомендовать не буду...
Да, и ещё ... фантастически прекрасная Настасья Кински.