🚨 Книга жалоб и предложений
Главная
Мы здесь были
Всегда рядом
Фотогалерея
Мимолетности
Страна советов
Детский мир
СТЭМ и песни
Обитель творчества
Трапезная
Трибуна

АРТмосфера
Поддержка

Авторизация

Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Зарегистрироваться Забыли?

Реши задачку(137) Свободная тема(120)
Студенческие случаи(25) Руси веселие пити, - так тому и быти(14)
А не спеть ли мне песню О ЛЮБВИ(15) Жизнь и отношение к жизни(62)
Досуг в столице(22) Встречи после окончания института(45)
Была ВОЙНА(1)

Свободная тема

(eugen_g)

Немного о современном немецком менталитете

Как-то на заре моей иммигрантской жизни у нас на работе решили отметить Рождество. Проект был создан недавно, люди не успели толком познакомиться, и как это иногда бывает в еще неспаянных коллективах, вечеринка, едва начавшись, langsam aber sicher* покатилась к завершению. Праздник обещал превратиться в свою противоположность. К тому же элементарно не хватало выпивки! Душа настолько требовала, что я почти не удивился, когда ко мне выдвинулся коллега Вилли с предложением продолжить в запримеченном им неподалеку пивбаре.

Пивная находилась в стареньком неказистом здании за стоянкой автобусов и была как будто специально спрятана от прохожих. «Острый, однако, глаз у коллеги Вилли». – отметил я с уважением.

Мы бодро вошли в пивнушку и очутились в густом полумраке. За столиками – еле различимые силуэты посетителей .Что-то тяжёлое висело в атмосфере. Проходя по залу, я спиной почувствовал «буравящие» меня взгляды. Впрочем, всё это я осознал позже, восстанавливая в памяти произошедшее. А в тот момент, даже несмотря на чрезмерную сдержанность и неулыбчивость бармена, заведение казалось обычной берлинской Kneipe.

Мы устроились за стойкой, и после пары кружек вожделенного пенистого напитка наша беседа пошла оживленней, я уже не следил за правильностью своей речи, и мой ломанный немецкий стал отчетливо слышен в наступившей тишине зала.Мой приятель вскоре ненадолго удалился, а вернувшись, вдруг отчеканил: «Уходим! И чем скорее – тем лучше». Он был настолько встревожен, что задавать какие-либо вопросы я счёл неуместным. Мы быстро рассчитались и пулей вылетели наружу.

Когда место наших посиделок осталось далеко позади, Вилли сообщил, что в туалете к нему подошли несколько человек и недвусмысленно посоветовали срочно покинуть заведение. Бар оказался нацистским! Там собирались современные поборники «чистоты расы» и идеи «Германия – для немцев».

И вот меня угораздило попасть в самое логово так называемых правых радикалов – маргинального движения преимущественно выходцев из бывшей ГДР. До этого я как-то видел их демонстрацию – окруженная плотным кольцом полиции угрюмая бритоголовая толпа выкрикивала пахнущие нафталином лозунги. Они вели себя вполне мирно. Что было с их стороны логично и оправданно. Ведь, во-первых, в Германии все соблюдают закон, а во-вторых, из этого правила то и дело возникают исключения, и не будь полицейского кордона, нацикам пришлось бы напрямую столкнуться с превосходящими их численно групами анархистов и других радикальных антифашистов. А это боевые парни, и сторонники их весьма многочисленны. Впрочем, кое-где кордон был все же прорван в результате чего, по сообщениям прессы, легкие повреждения получили 7 нацистов и 1 полицейский. Короче, здесь вам не тут.

Но тогда, в пивбаре у них, казалось, была отличная возможность рассправиться с иностранцем. «А ведь они не проявили ко мне прямой агрессии. Почему?» – всё размышлял я по дороге, пока не произнёс этот вопрос вслух. Вилли, казалось, не понял. «Ну, я же для них persona non grata – мигрант, иностранец», - продолжал я. «Кто?» – опять не въехал вроде уже вполне протрезвевший приятель. Потом на его лице изобразилось удивление: «Да ты здесь ни при чём! Дело во мне. Я – весси**, а они – осси***, понимаешь, наци из осси». И выговор у меня другой, и вообще…менталитет». Как я не пытался его переубедить, Вилли остался при своём мнении – именно его попросили уйти.

* langsam aber sicher (идеома) – медленно, но верно
** весси (жарг.) – выходцы из бывшей Западной Германии и Западного Берлина
*** осси (жарг.) – выходцы из бывшей Восточной Германии и, соответственно, восточной части Берлина

eugen_g 2 marina_sel 15:55 06.03.2008
Марина, ты подняла столько тем, что хватило бы не на один трактат! Начну с конца. Этот фильм мне нравится. Очень. Вообще один из лучших, что посмотрел в последнее врем. Классно сделан, прекрасная игра актеров, да еще и детективный сюжет. И абсолютно реалистичный.

Но где ты там нашла про веру в светлое социалистическое будущее? По-моему, наоборот - ни один из героев в это не верит, но каждый делает (иногда цинично)свою рабоу. И, может быть самое главное: фильм точно передает атмосферу,которая тогда была в ГДР: атмосферу беззащитости человека перед всесильной Штази (гэдээровский аналог нашего КГБ), ее проникновения во ВСЕ сферы жизни; атмосферу тотального страха, подозрительности и стукачества (часто - добровольного). Эту любовь немцев (не только восточных)к доносительству можно отнести, без сомнения к одной из черт их менталитета.

Штази была самой сильной и жестокой спец.службой во всем соц. лагере. Зато после объединения ее сотрудники получили по полной программе - полнейший запрет на профессию. Архивы открыты, кто чем занимался - известно. Даже простые сексоты не могли найти мало-мальски приличную работу. И это очень хорошо показано в фильме, когда супер-профессионал стал простым почтальоном. Но фильм оптимистичен: и Поступок во имя спасения человека (мотивация не важна)не остатся без последствий. Кто еще не видел - очень рекомендую “Жизнь других”(“Das Leben der Anderen”). Пока все. А то тыкаю здесь на лекции в виртуальную кириллицу.

marina_sel -> eugen_g 19:54 07.03.2008
Про фильм. Женя, не знаю, нравится он мне или нет, но из головы нейдёт… Идея его хороша – даже “винтик” в адской машине может сделать что-то, чтобы эта машина дала сбой. Про веру – ну, возможно, главный герой всё-таки верил искренне – этакий “человек без свойств”, в сущности – ограниченный, ведь именно в ЕГО сознании и происходит перелом. Ну, и обделенный по жизни, семьей и любовью, пожалуй, мог бы быть по воле режиссера и счастливым семьянином. Нет, напрягают, пожалуй, неточности в деталях – сцена пытки ни в чем не повинного человека (всё же не 37-й и не 47-й, в восьмидесятых были другие методы), социалистическая риторика (некоторые персонажи всё время всуе говорят о “нашем социалистическом государстве” в то время как, по крайней мере у нас в это время “без надобности” это было уже не принято). Да и драматург, на что человек “продвинутый”, говорит в конце фильма в адрес министра: “И такие люди руководили нашей страной…” Как будто у него были какие-то иллюзии на этот счет. Но я понимаю, что фильм – для западного зрителя, возможно, иначе он ничего не понял бы…

Другой фильм тоже приходит в голову – “Небо над Берлином-2” Вима Вендерса, которого не заподозришь в симпатиях к социализму. Берлин после падения стены. Там совершенно нет той эйфории, которая, вроде бы охватила Германию. Всё мрачно - просто иллюстрация к нашим 90-м. Напёрсточники, мафия, криминальный бизнес… Этот фильм мне нравится гораздо меньше, чем первый (“Небо над Берлином”).

Мой интерес к Германии – не праздный. Тогда, в 78-м, я прониклась искренней симпатией к той стране (которой теперь нет) и к людям, её населявшим. Мне казалось, что всё там устроено идеально. И потом, в 80-х, у меня был хороший друг – аспирант из ГДР – он был коммунист и секретарь московской организации FDJ. Мы вместе работали, он был просто очень хороший парень и искренне огорчался, что что-то не так, хотя, как мне кажется, всё понимал про социализм. Он не был циником, это точно.

eugen_g 2 marina_sel 22:04 09.03.2008
Еще немного о фильме. Мне не кажется, что в нем много натяжек. Популярная пытка лишением сна увы, применялась и намного позже, чем в 30-40 г.г. Думаю, что главный герой не верил ни в какие идеалы социализма, иначе бы не согласился с такой легкостью перепечатывать “крамольные” материалы (да и кто верил?- вспомни, в фильме, какие анекдоты и где рассказывались). А вот под колесами этой машины может оказаться любой, даже известный, далекий от политики человек. Ты написала очень хорошую фразу: “фильм... из головы нейдёт”. По мне - зто есть признак его качества.

ГДР в 78-м на нас могла произвести впечатление. Это естественно. Смотря с чем сравнивать. Вот немцы иногда и сегодня вспоминают с улыбкой, что отсутствие в ФРГ дефицита на любимые ими бананы вызывыло жгучую зависть у немцев Восточных.

Но я сегодня хотел о другом. 2 цитаты из твоего предыдущего поста:
"…свидетельствует, на мой взгляд, о том, что немцы легко расстаются со своим прошлым”.
"Слышала даже, что в немецких школьных учебниках о второй мировой войне – всего две странички…"
Марина! Все это, мягко говоря, не соответствует действительности! Мне не нравится здешнее школьное образоваие, но ученики в гимназиях с 7 по 13 класс снова и снова возвращаются к этой теме, а в 12 кл. у них о войне – отдельный толстый учебник. Их водят по музеям, военно-историческим местам, возили даже в сохраненный в виде памятника концлагерь.

По ТВ тема войны звучит чуть ли не еженедельно. Акценты несколько смещены, но в принципе - все объективно. Так что свое прошлое знают и помнят. До сих пор выплачивают компенсации угнанным на принуд.работы, относительно недавно построили в центре Берлина большой мемориал жертвам Холокоста. Кстати, от участия в конкурсе на его строительсто была отстранена фирма ввиду того, что в войну производила печально известный газ «Zyklon B2». Другое дело, что все чаще звучат голоса, мол хватит уже, невозможно вечно жить с чувством вины, нынешнее поколение ни в чем не виновато. Считаю, они правы (иначе сюда бы не приехал). Главное - покаялись, Холокост признают, итоги войны не пересматривают, претензий, в том числе территор. не имеют.

Что до правых радикалов, то их здесь не много (мой 10-летний опыт так и ограничен этими двумя контактами). Но отношение к ним – самое серьезное. Когда они получили 3 места в парламенте одной из Восточно-немецких земель – это вызвало в стране настоящее беспокойство. Поэтому их поголовье тщательно подсчитывается (фамилии, адреса), а вчера услышал по радио, что их численность за последний год не увеличилась...

Баранов 00:55 10.03.2008
Жень, заинтересовался твоим замечанием про преподавание истории в Германии. Вообще очень сложный вопрос, неясно, как его решать. С одной стороны, некоторые вещи детям лучше не рассказывать, потому что это может заложить фундамент ксенофобии, но, at another hand, и не рассказывать про них нельзя - иначе в исторических представлениях появятся лакуны, которые всё равно заполнятся со временем, но у человека возникнет чувство, что его всё время обманывали.

Вот здесь ( https://www.gazeta.ru/education/2008/03/05_a_2658319.shtml ) интересная заметка про попытку совместного польско-германского учебника. Я ещё могу представить себе совместный российко-немецкий учебник, но российко-польский - тут мой разум отказывается мне повиноваться, учитывая накал взаимных претензий.

Иногда кажется, что лучше бы историю вообще исключить из школьной программы, оставить её только в виде истории культуры, науки и техники...

Pt 02:03 10.03.2008
История культуры, без истории войн, революций?
Такое возможно?
Ну, даже если не брать Делакруа “Свободу на баррикадах” или «Расстрел французами испанских граждан” Гойи.
Древнегреское? Без Троянской войны?
Вот может историю изучать по искусству?

sam. 02:10 10.03.2008
История науки и техники тоже вся связана с войнами и с политикой...

Как объяснить, например, историю работ Зворыкина или Сикорского? А Эйнштейна? Фон Брауна? Да даже Архимеда ;)

Баранов 11:28 10.03.2008
Я понимаю абсюрд своего предложения ;)

Есть интересная книжка Марка Ферро, "Как рассказывают историю детям в разных странах мира", она в сети есть, к сожалению, не полностью.
https://scepsis.ru/library/id_914.html

К примеру, армянские и турецкие учебники по-разному рассказывают об одном и том же периоде в истории. В результате, на выходе из школы мы имеем заведомо плохо относящихся друг к другу молодых людей, хотя они ещё не успели сделать друг другу ничего плохого. Тиражирование ненависти.

Россия с этим тоже столкнулась. Интересный материал в журнале "Мир истории" ( https://www.historia.ru/2004/01/ ), Россия в учебниках истории Польши, Украины, Грузии и некоторых других стран - и наоборот.

Надо как-то удержаться от высокомерия по отношению к соседям, одновременно внушая детям чувство уважения к предкам. Это элемент самоуважения и спокойной уверенности в том, что ты делаешь.

Как рассказывать про Куликовскую битву в многонациональном классе, когда за одной партой могут сидеть русские и татары? Как пояснять пушкинскую строку "Дрожи, Кавказ, идёт Ермолов"? А про то, как Суворов три дня карал Прагу? И среди историков нет единодушия по тем или иным темам, даже среди историков одой страны...

Нет, лучше бы её фтоппку :))

marina_sel. 12:58 10.03.2008
2 eugen_g
Женя, по поводу "двух страничек", я потому и спросила, что сама не поверила, когда услышала об этом в авторитетной телепередаче от вполне уважаемых мной людей. Мне и самой всегда тоже казалось, что немцы просто "помешаны" на чувстве вины...
Но еще одна фраза насторожила "про любовь немцев к доносительству". Не думаю, что корректно считать это чертой их национального менталитета. В той же степени можно было бы считать это и нашей национальной чертой - известно много случаев, оcобенно в 30-40-е годы, когда доносили даже на своих родственников.
Исключительная законопослушность, внушаемость немцев - да, это всё при определенных условиях может сильно стимулировать доносительство.

2 Баранов
Нет, Саша, в топку нельзя... Иначе - иваны, не помнящие родства... Надо быть честными, наверно. И в своей истории, и ближней, и дальней, признавать нелицеприятные страницы. Ну, не самым маленьким детям, конечно.
Ведь если, скажем, не посмотреть "Андрея Рублёва" Тарковского, то возникает ощущение, что русская история - сплошная сага про князей-богатырей.

А вот надо ли каяться - это вопрос меня очень волнует. Ибо весь "цивилизованный мир", включая, например, страны Балтии)))), всё ждёт от нас, чтоб мы покаялись...

sam. 12:58 10.03.2008
Идея понятна, но ИМХО утопична... Объективной история не бывает, тогда она становится хронологией.

Ptic 18:21 10.03.2008
Согласна про”ну её, историю, в фтоппку.” Хочу изучать историю по искусству! Поддерживаю! А фильмы (Андрей Рублев…) – тоже искусство!

Одна из передач “Апокриф” Виктора Ерофеева была посвящена науке Истории. Может ли она, вообще, быть полностью достоверной? Общий смысл такой, что большинство учебников по Истории, так или иначе, ангажировано политиками. И речь шла не о современной истории. А об истории Карамзина! Даровал же император Александр I ему звание официального историографа. Наверно, не просто так?
Если даже взять самое простое. Пушкин! Вроде все изучено. И вдруг появилась доказанная теория, что вовсе была не дуэль, а убийство. И версия Жуковского о пуговице, которая спасла жизнь Дантесу, мягко говоря, ошибочна. Баллистики подтверждают, что разнесло бы енту пуговицу….совсем. И вроде есть доказательства, что Дантес заказывал себе кольчугу… Но в официальных учебниках, все равно, – дуэль! Почему? Чтобы Жуковского не обидеть, что ли?
Про покаяние? Не знаю….

Страницы: Начало 2 3 4 5 6 Конец

Предложения, ошибки и т.д.

Тема сообщения
Доп. данные
Сообщение