Щукин: ощущения от посещения
Проникли и прониклись сегодня с внучками. Проникновение оказалось непростым. Заблаговременно билетами не запасся, надеясь на авось и хорошую погоду. Очередь с улицы не казалась длинной, от середины нижнего пролёта. На глазок оценил: минут на 20, если без форс-мажора. Действительно, за это время дошли до колонн. И тут я увидел, что у колонн очередь не кончается, а поворачивает налево, уходит за колонны под портик до стены, отражается от неё и потом только поворачивает на финишную прямую. Часа на 2, короче. Решили перенести на потом, а пока сходить на выставку фонда Вюиттона. Там очереди нет. И, как оказалось, продаются билеты на посещение всех музейных зданий, чуть дороже! Школьникам - бесплатно!! Лайфхак!!! Схватили три билета - и бегом к выходу из основного здания, там вход для нас: обилеченных заранее и шибко умных. А выставка оказалась неожиданной. Я настраивался на период от импрессионистов до кубизма и Матисса. Всё это было, но в рамках ВСЕЙ коллекции Щукина, из которой % на 70 состоит ГМИИ. Там было даже то, от чего я чуть не упал: эльгрековская Мария Магдалена из Будапешта, которая, как выяснилось, когда-то принадлежала Щукину, но он её перепродал. Ранние голландцы, французы эпохи до модерна, какие-то персидские ковры, предметы материальной культуры, иконы и виды демидовских заводов, кони, люди... И много чего ещё, причём с крайне неудачной развеской и оформительским решением. Дело в том, что в первых залах артефакты не только развешены по стенам, но и расставлены посреди зала. И экспонатов походу больше чем людей. Знаменитая ренуаровская "Обнажённая" стоит в толпе посетителей, которая (толпа) не знает, где найти такую точку для созерцания, в какой сквозь тебя не проходили бы новые жаждущие искусства. Организаторы решили не тратиться на шильдики-таблички для каждой картины, данные о 7-8 картинках приведены на одном листе бумаги, который висит в самом дальнем углу зала и к которому надо проталкиваться через толпу сапиенсов. В информации нет даже года написания: только фамилия художника, название работы и откуда привезена. Не думал, что это может так раздражать. :( Впрочем, отдельные залы для Сезанна, Гогена, Пикассо, Матисса... Там и народа почему-то меньше. Короче, тройка с плюсом, как ни обидно. Может быть это из-за наплыва посетителей, конечно. Но выставка такая, что этот наплыв будет до сентября. Да, по этим же билетам потом прошли на выставку фонда LVMH, правда у девчонок силёнок хватило только ещё на полчаса где-то. Но с точки зрения истории искусства для чайничков это всё равно полезно. Наверное. :)
|
..А мне понравилось). Правда, у меня оставалось чуть менее трех часов до закрытия (которое, кстати, первый раз лицезрела - когда экскурсоводши пытаются всё-таки "довести" свои группы хоть до "всего понемножку", а неумолимые "зальные тётеньки" подталкивают всех к выходу и "приходите к нам еще") - поэтому "тряпочки" персидские, всякие кинжалы и флакончики я смотрела "на бегу", токо картины - ну, с удовольствием!!!
Я так понял, что в следующем году к ним Щукин, к нам Морозовы.
Любопытный эпизод. В зале, где висел Гоген, есть такие технические выступы, где мальчищка лет 7-8 пристроился рисовать. На листке были яркие предметы - рисовал он фломастерами. Вдруг к нему подлетела дежурная и стала говорить, что рисовать "у нас" можно только простыми карандашами...
Интересно, это есть такие правила?
в Третьяковке - то же самое
Тоня, спасибо. Не догадалась сразу там посмотреть)
ЗЫ: "Танец" Матисса советую посмотреть с самой дальней возможной точки - с балкона над лестницей! Мистическое зрелище!
ЗЗЫ: Да, - если мысленно представить сумму коллекций Щукиных в отрыве от греческого окружения, в некоей абстрактной пустоте - зрелище получится завораживающее!
Выставка, на мой взгляд, великолепная. Очень интересная, очень богатая и необычная. Я, во всяком случае, ничего подобного не припомню.
Мне, надо сказать, для правильного восприятия очень полезной оказалась предварительно прослушанная лекция, этой выставке посвященная. Кстати, всем рекомендую: Level One, практически к каждой выставке в ГМИИ у них бывают лекции, читают сотрудники музея. Я не впервые на этих лекциях, иногда бываю прежде посещения выставок, иногда постфактум - но это каждый раз интересно, познавательно и безусловно полезно. Ссылка - там, кстати, на про эту выставку еще, наверное, можно успеть попасть. Если не все билеты/места уже разобраны. Хотя она и позиционируется как "лекция перед выставкой" - но, я думаю, и как "лекция после" тоже будет небессмысленно. Чтобы не было мучительно больно))))
Тут ведь что важно, в этой выставке, и чем она необычна. Это же не просто "привезли из Питера то, что когда-то отжали у Москвы"; т.е., это не просто привезли картины и поразвесили. Нет. Это выставка, посвященная КОЛЛЕКЦИИ. Она, собственно, так и называется - "Биография коллекции"; коллекций, точнее. Коллекций четырех братьев Щукиных. Совершенно разных братьев, разных коллекционеров, собиравших разное. И устройство выставки, и развеска - это все не случайное. Это не то что лениво было из зала гипсовых Аполлонов поубирать. Нет.
Первый зал - зал, посвященный коллекции Петра Щукина; это там, кажется, набито все подряд, как в сундуке. Так вот он так и собирал - все подряд. И восточные ткани, и оружие, и ключи-замки, и садовые стулья, и прялки, и пояса. И "Обнаженную" тоже он приобрел - говорю же, все подряд хватал. Такой человек был, все было интересно. Потом, правда, брату продал ее, Сергею Щукину - тот-то как раз импрессионистов и собирал. Когда решил, что все-таки надо на чем-то одном остановиться. Остановился на русском народном. И особняк для него построил. На Пресне)))) в Грузинах. Подходящий особняк, теремок просто. Да вы, поди, знаете его: в нем теперь Биологический музей. На Малой Грузинской. А Петру, наверное, больше всех из четверых повезло. Он в 1912 году помер. Не дожил до того, как его коллекцию, которую он всю жизнь собирал любовно и азартно, выселили из построенного им для нее дома. Интерьеры которого мы можем теперь, увы, представить только по старой фотографии. Но даже и она поражает воображение - что же это было-то там, в особняке-теремке на Малой Грузинской!
Так что "Обнаженная" не случайно в зале Петра висит.
Там же вообще выставка устроена так, что коллекции каждого брата посвящено отдельное пространство. И трагическую судьбу Ивана, на мой взгляд, отлично иллюстрирует его зал. Где за полуспущенными темными занавесями едва виднеются рамы картин: то ли были, то ли не были... и ярчайшее пятно - Эль Греко.
А у Сергея - там же развеска воспроизводит (по фотографиям, опять же по старым фотографиям!) то, как были развешаны картины в его доме, как он сам видел свою коллекцию Вот отсюда и есть - зал Матисса, зал Гогена... Пикассо, надо сказать, при дележке коллекции в большинстве уехал в Эрмитаж))) нам тут в Москве совсем мало осталось.
Четвертый - Дмитрий. Тоже - судьба. Голландцев коллекционировал, голландскую живопись. И когда все, что он собирал, дело всей его жизни, "национализировали" - остался при нем. Не стал уезжать, не смог коллекцию бросить; ну, правду сказать, ему, в отличие от Сергея, семью не надо было спасать - не было у него семьи никогда. Была коллекция. Остался при ней смотрителем. В музее, устроенном из его собственного дома. Ему там тоже место выделили как смотрителю, комнатку под лестницей. Там и жил. Ослеп. Умер в 1932 году.
Отличная выставка. Успевайте, кто еще не. Кроме прочего, невозможно, по-моему, не испытать там чувство великой благодарности этим людям, этим братьям, которые собрали - и для нас же тоже, получается! - вот всё это, ведь кабы не они, ну огромное же количество народу просто не имело бы возможности видеть этих художников в подлинниках... и одновременно - как больно, как печально, что так обошлись и с этими людьми, и с их памятью. Вот не знаю: есть ли где - в Москве ли, в Питере - улица Щукиных?..
Возможно, если бы я ходила там одна, да еще с экскурсоводом, оценить получилось бы. Как результат - броуновское движение народа, пытающегося сопоставить номер с надписью, усталость от этого и раздражение.
А ведь могло бы быть, да. Без дурацких тканей - зачем? Может на лекции рассказывали. Просто вывесить все по-простому, по-нашенски - с надписями, годами, как мы привыкли. Да и пусть вперемешку с папиросницами и стульями, и замками. Даже интереснее... Тем более, раз так и располагалось у хозяина. Только в соседнем корпусе, где оно, собственно, почти все и находилось до выставки.
Страницы: 1 2 3