Спешите увидеть эти шедевры до 20 марта. Ссылка А то потом, ещё неизвестно, как процесс пойдёт - передадут всё это Церкви, будем ходить к ним "по графику", да в платочках, да только в длинных юбках...
А эту выставку мы видели. Во время ежегодного "ритуального" визита в Третьяковку. Любопытно, да. Хотя, конечно, иконопись - совсем особое искусство... как-то мне с некоторых пор, при всем моем неоднозначном отношении к церкви и всему, что с этим связано, кажется, что иконам место скорее все же в храме, а не в музейной экспозиции... Но, безусловно, посмотреть интересно.
Я бы, наверно, тоже так считала, если б были мы в Италии. Или в Германии... На окраине Венеции есть церковь, куда редко добираются туристы. Заходишь в боковой придел, а там - мадонна Белини. И - никого вокруг. Тем не менее, и в Италии мадонн Сандро Ботичелли, например, никто не требует вернуть из музеев в храмы. https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post70366339/
Я тут присоединюсь к ОК, иконы в музеях, конечно, право быть имеют, но в церкви они по-другому воспринимаются. Не имею к церкви прямого отношения, но, надо признать, сравнение с Италией немного некорректно - там эти иконы никто силой не отбирал. Поэтому и не требуют...
Дело в том, что и здесь не всё насильно отбиралось. Иконы в православии имеют сакральную, но не эстетическую ценность. Проще говоря, для Церкви икона как СИМВОЛ - важнее. Потому русские иконы, в том числе и рублёвские, записывались и переписывались много раз, всякий раз в соответствии с представлениями того века, когда это делалось. Просто писалось поверх новое изображение, совпадавшее по сюжету, но иногда даже с другими пропорциями.
Русская иконопись как ИСКУССТВО была «открыта» только в конце XIX— начале XX веков именно деятелями русской культуры, которые поняли, что по качеству эти образцы не уступают лучшим мировым течениям. Только тогда были сняты массивные металлические оклады, проделана расчистка и реставрация, и мы теперь можем видеть то, что видим.
Про иконы - как художественный объект и не только - очень было мне когда-то интересно прочесть Солоухина, "Черные доски". Если кто вдруг не читал - рекомендую, очень познавательно и вообще книжка хорошая))))
это верно, что для церкви икона как символ на порядок (если не на несколько) важнее её художественной и даже исторической (в неканоническом смысле) ценности. Именно поэтому и конфликт... Но факт "отбирания" всё-таки был по большинству позиций, наследники Рублева не сами принесли их Третьякову, и в этом плане церковь можно понять, даже если и быть против их требований. PS кстати, если чисто формально, я не понимаю, почему в большинстве музейных экспозиций иконы, писанные для иконостасов, висят как картины - на уровне глаз, а не в соответствии с высотой чина, для которого они предназначались, тем самым серьёзно искажая именно художественное их восприятие.
PS 2 ОК очень симпатичная мадонна с поразительно "современным" лицом... так мне показалось.
Марин, верно, но есть ещё и понятие собственности даже в самом его материальном смысле. Национальные достояния из частных коллекций в приличных странах только на добровольных началах попадают в государственные коллекции, либо путем дарения, либо выкупа, либо предоставления права экспонирования. Почему подход к церкви тут должен быть другим? ИМХО надо с ними договариваться, а не выходить с плакатами "не отдадим Рублева" (было нечто подобное пару лет назад, насколько помню).
Именно, что уже в 16-17 вв. в коллекцию Уффици — Питти начали забирать наиболее ценные произведения из церквей и монастырей Флоренции, иногда заменяя их копиями. Так попали в Уффици произведения Леонардо да Винчи, Вероккио, Андреа дель Сарто и художников 13-15 вв.
Уффици приобретает статус публичного музея, раньше, чем Лувр, Британский музей и большинство других.
Как решается вопрос, что важнее - "собственность" или "национальное достояние", зависит, видимо, от мудрости правителей или от того, какой электорат они хотят обрести.
На окраине Венеции есть церковь, куда редко добираются туристы. Заходишь в боковой придел, а там - мадонна Белини. И - никого вокруг.
Тем не менее, и в Италии мадонн Сандро Ботичелли, например, никто не требует вернуть из музеев в храмы.
https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post70366339/
Проще говоря, для Церкви икона как СИМВОЛ - важнее.
Потому русские иконы, в том числе и рублёвские, записывались и переписывались много раз, всякий раз в соответствии с представлениями того века, когда это делалось. Просто писалось поверх новое изображение, совпадавшее по сюжету, но иногда даже с другими пропорциями.
Русская иконопись как ИСКУССТВО была «открыта» только в конце XIX— начале XX веков именно деятелями русской культуры, которые поняли, что по качеству эти образцы не уступают лучшим мировым течениям.
Только тогда были сняты массивные металлические оклады, проделана расчистка и реставрация, и мы теперь можем видеть то, что видим.
А с Ботичелли у меня отношения не сложились. Он меня разочаровал, в натуре)))) Забавно было, на самом деле, разбираясь, в конце концов понять тому причину.
А любимая моя мадонна - вот эта: https://www.museumsinflorence.com/foto/galleria%20palatina/big/seggiola.html
По-моему, она прекрасна.
PS кстати, если чисто формально, я не понимаю, почему в большинстве музейных экспозиций иконы, писанные для иконостасов, висят как картины - на уровне глаз, а не в соответствии с высотой чина, для которого они предназначались, тем самым серьёзно искажая именно художественное их восприятие.
PS 2 ОК очень симпатичная мадонна с поразительно "современным" лицом... так мне показалось.
Ну, дык, кому - Ботичелли, кому - Рафаэль. У нас ведь тут плюрализм)))).
Мне так больше Беллини нравится.
Про причину - интересно, если не секрет.
ну, наследники Рублёва, как ты понимаешь...
Но ведь есть такое понятие как "национальное достояние", и "нация" - это не только верующие.
Мадонна, действительно, симпатичная))).
Мне вообще кажется, что в лучших образцах духовного искусства эти персонажи, прежде всего, живые люди...
Уффици приобретает статус публичного музея, раньше, чем Лувр, Британский музей и большинство других.
Как решается вопрос, что важнее - "собственность" или "национальное достояние", зависит, видимо, от мудрости правителей или от того, какой электорат они хотят обрести.
Страницы: 1 2 3 4 5 → Конец