"Алайский рынок"
Луговской - поэт известный, и всегда таким был. Даже в 20-30-е годы выделялся, хотя тогда романтиков в поэзии был переизбыток. "Нашим всем" тогда был никакой не Пушкин, а Киплинг. Начиная с Гумилёва, в его духе кто только не писал. Время требовало барабанного боя в ритме стиха, "гвозди бы делать из этих людей", "нас водила молодость в сабельный поход" и т.п. Луговской и внешне соответствовал - широкоплечий красавец, коллекционер оружия, знаток истории войн.
Итак, начинается песня о ветре, О ветре, обутом в солдатские гетры, О гетрах, идущих дорогой войны, О войнах, которым стихи не нужны.
Он часто выезжал за границу, стоял в Лондоне у дома умирающего Киплинга, прощаясь с мастером. Всё было хорошо, активно печатался, попадал и в грозные постановления, но по сравнению со всем известными именами - это была мелочь, он всё равно оставался своим. "Вставайте люди русские на славный бой, на смертный бой" на музыку Прокофьева из "Александра Невского" - это его строки.
Война его сломала. В самом начале, во время командировки на фронт, попал под обстрел. При первой возможности эвакуировался в Ташкент, где прожил всю войну.
У Симонова в романе "Двадцать дней без войны" есть такой персонаж, Вячеслав Викторович. Это он, Луговской, жёсткое, но сравнительно великодушное описание. Сейчас публикуют абсолютно безжалостные мемуары и письма той поры. Про сорокалетнего мужика пишут: "Луговской - старая пьяная развалина .... Пьет, валяется в канавах, про него говорят "Луговской пошел в арык"..."
Когда на фронтах стало относительно безопасно, ему предложили поехать, засветиться, довольно известные люди так поступали. Отказался наотрез. Друзья от него отвернулись.
Перед смертью (1957) выпустил несколько книг блестящих стихов. Бродский, который советских поэтов за таковых не считал (Городницкому про Слуцкого и Самойлова: "Это для тебя они поэты, а для меня - Борухи и Дезики, которых надо строить и на раз-два рассчитывать"), под конец жизни признавался, что книга Луговского "Середина века" оказала на него и его друзей большое влияние. Но "Алайский рынок" туда не вошёл, вроде его в 90-х уже опубликовали.
Ссылка
|
Письма Эфрона - совсем небольшая книжечка, чуть больше двухсот страниц. У меня - второе издание, крохотный тираж - 1000 экз. Потешно - повезло ее купить в Тарусе, когда мы туда практически случайно попали к открытию памятника Цветаевой; вот тут написано: /photo/6277/author_207
Так там, в той книжечке - это очень непонятно, на самом деле! - ничего ужасного, ничего привычно кошмарного нет; и уж конечно, ни словечка о том, что пишут в многочисленных и многобуквенных томах книг о Цветаевой. Я довольно много читала - и Лосскую, и Шнейдер, и еще кого-то, не упомнишь всех. Письма Мура перебивают все и вся. Когда доходит, что это пишет пятнадцатилетний мальчик, брошенный - настолько в полном смысле этого слова, насколько это вообще может быть. Брошенный матерью - так, что более брошенным матерью быть нельзя; брошенный в эту жизнь, которой он не знает и не может знать; брошенный в эвакуацию в Ташкент... это нельзя пересказать и нельзя процитировать. Это надо прочесть. Он, кстати, талантлив был, стилен, читать его - удовольствие (в смысле языка). Очень советую.
И, мне кажется, "Творению предпочитаю творца" - в случае самой ее было ровно наоборот. Я, собственно, о том и говорю, что, как мне кажется, она всей своей жизнью Творение предпочитала чему бы то ни было, и кому бы то ни было; в том числе и собственным детям. Мне потому и кажется - стихия. Ну, или античное нечто; разве что в греческой мифологии такое еще бывает. У людей - по-моему, нет.
Обидно, конечно, когда люди всего себя отдают "творению", ничего не оставляя "человеку"
Противоречие есть, да. Но ведь стараюсь - не значит, что поступаю именно так. :))))
Мешает излишняя информированность о биографии. Или не излишняя? Нельзя же принимать за чистую монету некоторые стихи Ахматовой, скажем. То бишь, что-то знать об авторе нужно.
Потом, как быть с "лирическим героем"? Несмотря на то, что "я шла по улице, в бока впился корсет", поэт - "мужчина, даже с бородою". Текст может быть написан от имени самой гнусной гадины, воспринимается это всего лишь как литературный приём. Ну, если тебе перевалило за 18, скажем... )))). Знание контекста добавляет читателю эмоционального драйва, как это ни цинично звучит.
Писем Георгия Эфрона, наверное, не найти - 1995 год, хоть и тираж отнюдь не крохотный, по нынешним-то временам. В сети кое-что есть. Цветаева меня интересует и отдельно от стихов, поэтому постараюсь найти. И дневники-письма-мемуары родных, я их в журнальных вариантах читал. Марина права насчёт того, что дочка её умерла в приюте. Но Анастасия писала про то, что они попали туда уже сильно истощённые, Ц. из имеющейся еды большую часть отдавала Але. Сама рассказывала об этом сестре, страшное дело...
2 Тамара
Слизаны - вряд ли точное слово :))), но такой демонстративно отстранённый взгляд на мир - очень бросается в глаза, в смысле стилистики. Я Луговского впервые не прочитал, а именно услышал. К нам в школу (я в 9-ом классе был) приезжал выступать Авшаров из театра Сатиры. Он читал только одну вещь, как раз "из жизни древних греков", но меня очень сильно впечатлило. Это стихотворение в стихотворении, фрагмент из "Как человек плыл с Одиссеем", по ссылке в самом низу:
https://www.poesis.ru/poeti-poezia/lugovskoj/verses.htm
Влияние очевидно, имхо.
https://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=382037
В руках не держала, возможно, туда включены и письма.
Что касается чтения биографий... Вот такая странная вещь. Почему-то в одном случае они помогают, в другом - мешают...
Ты меня убедил! "стараюсь - не значит, что поступаю именно так" - это пять! Респект. Главное - универсально. Буду юзать)))))
"Письма"-то, не найдешь если - телеграфируй... придумаем что-нибудь. В конце концов, я еще не совсем чтобы забыла, что это такое - "дать хорошую книжечку почитать"))))
Хотя, может, они в это издание, про которое Марина говорит - "Дневники"-то - и вошли. Хотя - "Дневники" - вроде как, переводные... ему же по-французски ловчее писать было, кажется...
Это, конечно, невероятно талантливая семья была, все. Проза Анастасии, ее "Воспоминания" - это тоже ведь совершенно особенная вещь. Я когда читала, у меня такое чувство было, что этот текст можно ножом резать; или ложкой есть, как овсяный кисель - настолько плотная ткань слова.
И мне очень интересно было бы прочитать письма самой Марины. Насколько я знаю, они по распоряжению дочери были запрещены к публикации до 2000 года; но вот так и не знаю - опубликовали их теперь, нет?
И ты, безусловно, прав насчет контекста и эмоционального драйва потребителя - так же, как и насчет циничности этого, увы. И я для себя так и не могу решить, насколько это допустимо с этической точки зрения - читать их письма, дневники и т.п.
Ну, т.е., я хорошо помню, естественно - "не как вы, иначе!"... Но - читаю, читаю! И, наверное, это бывает, в самом деле, "не только вредно, но и полезно"...))))))
Знание биографии Пушкина, например, явно углубляет (или просто несколько изменяет) восприятие "Буря мглою.." или "Я вас любил...", но ИМХО совершенно никак не влияет на восприятие "Руслана и Людмилы" или "Капитанской дочки".
У Цветаевой всё очень личное... Как и у многих женщин-поэтов, если не у всех. И вообще, если автор рефлексирующий - Есенин тот же, то от знания его жизни/биографии есть доп. информация. Полезна она или нет - вопрос, наверное, в каждом случае (комбинации читатель/писатель) отдельный.
PS 2 ОК
а формулировку "стараюсь не курить" я придумал давно и самостоятельно... Отдавая лавры Александру за удачную общую формулировку, хотелось бы запатентовать частное приложение. Свидетели, я думаю, найдутся в приличном количестве.
https://lib.rus.ec/b/139657
Кое-что издано, например
https://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=388152 - переписка с Пастернаком - это отдельная история...
И тебя потянет — в вечный путь,
Оправдай змеиную породу:
Дом — меня — мои стихи — забудь.
Знай одно: что завтра будешь старой.
Пей вино, правь тройкой, пой у Яра,
Синеокою цыганкой будь.
Знай одно: никто тебе не пара —
И бросайся каждому на грудь.
Ах, горят парижские бульвары!
(Понимаешь — миллионы глаз!)
Ах, гремят мадридские гитары!
(Я о них писала — столько раз!)
Знай одно: (твой взгляд широк от жара,
Паруса надулись — добрый путь!)
Знай одно: что завтра будешь старой,
Остальное, деточка,— забудь."
Страницы: 1 2 3