“Русский язык на грани нервного срыва”
Лёгкое, занятное и небесполезное чтение для метро. А написал эту книгу известный лингвист, профессор, директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз. Между прочим – наш ровесник, человек обаятельный и приятный по всех отношениях.
Что происходит с русским языком, а заодно и с нами? Надо ли кричать: ”Караул!” ? Откуда пошли “монегаски”, “хомяки”, “трендсеттеры” и т.д. Признаюсь честно, некоторых слов я не знала…))) А за время нашей жизни, не жизни даже, а за последние лет двадцать десятки слов ушли из нашего языка, как и сами обозначаемые ими явления, место которым в “Стране нашей юности”… Что мы хотим сказать, написав “Превед”? Как лингвист относится к матерной лексике?
Хочу добавить еще, что книга написана увлекательно и столь деликатно, что не содержит ни одного утверждения, как “надо”. Ведь язык – это самоорганизующийся и живой организм, который живет по своим законам…
Ссылка
|
"У Баткановых старша дочь
совсем стельна. Костюм стельный." - это именно фефекты сельской фикции.
Батканова старша дочь могла и вовсе замуж не выйти после такой характеристики, несмотря на стильный костюмчик.)))
Кстати, совершенно уверен, что в 1976 году слово это несло скорее негативный оттенок, после стиляг-то. Знак поменялся относительно недавно. Так что у Баткановых старша дочка, не исключено, соседями детям в пример не ставилась.
"Приближающееся ко мне
был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат,
которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке,
фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем
телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися
с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь
назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья,
толкали его вперед, то падая назад - и тогда унтер-офицеры, удерживая
его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него,
шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был
ее отец, с своим румяным лицом и белымиусами и бакенбардами (...)
Шествие стало удаляться, все также падали с двух сторон удары
на спотыкающегося, корчившегося человека, и все также били
барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась
высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым.
Можно допустить, что полковник выполнял вой долг, что он не
виноват в том, что в армии существовала такая система наказания.
Можно также допустить, что по стечению обстоятельств он не смог
уклониться от проведения наказания. Но последующий поступок
полковника уже не оставляет никакого сомнения в том, что он сам с
каким-то жестоким удовольствием выполнял долг командира, считая,
что наказания необходимы для поддержания дисциплины в армии:
Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из
солдат.
- Я тебе помажу, - услыхал я его гневный голос. - Будешь мазать?
Будешь?
И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по
лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он
недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
- Подать сюда свежих шпицрутенов! - крикнул он, оглядываясь
и увидав меня. Делая вид, что он не знает меня, он, злобно и грозно
нахмурившись, поспешно отвернулся.
Сомнения не осталось, полковник не по принуждению был жестоким
- жестокость была свойством его натуры, так умело прятавшаяся
за светскими манерами. Ужас от увиденного преследовал героя
еще очень долго. Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь
и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердствуйте
», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника,
кричавшего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была
почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько
раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет
всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища."
Л.Н.Толстой "После бала"
Никому из обитателей этих жёлтых страниц отныне не подам руки. Не отвечу ни на чьи письма и звонки.
Это не касается друзей из гр.А-9-77; они давно сюда не ходят.
Оля, несколько дней назад возвращались мы поздно вечером: ходили на выставку З. Серебряковой - кстати, еще до 30 марта можно успеть увидеть это волшебство! Такое хорошее настроение было после нее, несмотря на все, творящееся вокруг.
Так вот. Поезд не довез до нужной станции, отправился по своим делам - к подружке или просто спать; мы стоим всей мультивагонной толпой на перроне, грустим и очень хотим домой. А недfлеко стоит парень с огромным, просто огромнейшим букетом роз - немного пьяный, очень веселый и состояние у него такое - подарить счастье всему человечеству. А человечество вокруг - усталое и угрюмое. Розы он постоянно перехватывает, они ускользают, да еще какая-то бумажка у него в руках, очень, видимо, нужная... Стоит, чуть не падает - счастливый человек.
А недалеко от него стоит парочка. Он - самый наиботанический ботаник: в очках, сгорбленный, такой весь... ну ботаник, в общем. Но с девушкой. Девушка - полная ему противоположность - яркая, веселая, в боевом раскрасе негритянка, сверкает зубами, пританцовывает, в общем - темперамент огого! И он ей чего-то там рассказывает...
У парня с цветами из букета вылезает роза. Он достает ее чуть ли не зубами, манит ботаника пальцем - это заняло некоторое время, потому что ботаник никак не идет - народ уже смеется, видя это все; наконец, ботаник подходит, парень выдает ему розу и говорит что-то... Ботаник смущается, дарит розу негритяночке, она просто обалдевает, т.к. стояла спиной и ни о чем не догадывалась...
Все поменялось. Народ смеялся, начал общаться, все выглядели не такими уж усталыми...
Я к чему, Оль. У нас ведь тоже есть разные точки зрения... И мы тоже, как украинцы, когда-нибудь можем оказаться по разные стороны... Пусть кто-нибудь из нас купит огромный букет роз. Может, это может помочь остановить что-то страшное?
Не раз после разговоров на идеологические и религиозные темы появлялось желание похерить эти желтые страницы – слишком уж неадекватными, до враждебности, теряющими всякую логику становились собеседники. Но всегда вспоминал: в стране сознательно транслируют вирус, выравнивающий извилины, а критическое мышление – иммунитет к этой инфлюэнце – есть не у всех. Стоит ли обижаться на зараженных? Они не по своей воле начинают думать строем, а виртуальная жестокость - лишь один из симптомов. Действительно жестоких здесь очень мало.
Когда вокруг бушует зараза, даже здоровые могут оказаться на грани нервного срыва. Но стоит ли устраивать самокарантин? Не думаю, санпросвет и прививки перспективнее
Админам: не правильно это, когда с удалением аккаунта пропадают все связанные с ним записи. Даже безответные монологи. А уж беседы с несколькими участниками и письма в личке, адресованные в никуда, вообще кафкиански смотрятся.
Прежние формы общества в известной мере защищали отдельного человека от прямого психологического насилия извне, правда, часто за счет внутрикорпоративной психологической эксплуатации. В современном обществе, требующем от человека самостоятельности и самодеятельности, огромные массы людей оказываются один на один с мошенниками и насильниками в психологической сфере. Как нам представляется, проблема устранения психологического насилия из взаимодействия людей является решающей для ликвидации или сведения к минимуму всех других форм насилия. Именно манипулирование, психологическое насилие порождает все другие проявления насилия и жестокости. Манипулирование - это психологическое насилие, т. е. такое воздействие на сознание и органы чувств человека со стороны другого человека или группы людей, которое побуждает его действовать в соответствии со скрытыми целями и интересами манипуляторов, тщательно скрываемыми от жертвы, особенно на первых этапах вовлечения ее в ловушку. У манипулирования две стороны, неотделимых друг от друга: одновременно эксплуатируется как потребность человека в любви и внимании, так и все его страхи, т. е. насилие осуществляется и в форме "любви", и в форме прямых и косвенных угроз и запугиваний.
Характерным приемом деструктивных культов является активное использование различных видов искусственной "любви" на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения "любви" на последующих этапах эксплуатации.
Такая резкая и глубокая ресоциализация личности является результатом специфической адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Лифтон назвал ее "удвоением". Удвоение заключается в разделении системы собственного "я" на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым "я". Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от "старого "я", что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т.п.) недостаточно для жизненного функционирования. Всем мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное "я", которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых (психологически) условиях. Новое частичное "я" действует как целостное "я", устраняя внутренние психологические конфликты
Ссылка
И не надо мне говорить, что если человек жесток лишь в виртуальной реальности - он не жесток в действительности. Просто использует виртуальную реальность для сброса. Не всегда на игры в стрелялки - иногда на живых людей. А уж как к этому относиться - личный выбор каждого. Бороться против этого и оставаться собой длительное время - слишком дорогое удовольствие.
Страницы: Начало ← 76 77 78 79 80 → Конец