🚨 Книга жалоб и предложений
Главная
Мы здесь были
Всегда рядом
Фотогалерея
Мимолетности
Страна советов
Детский мир
СТЭМ и песни
Обитель творчества
Трапезная
Трибуна

АРТмосфера
Поддержка

Авторизация

Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Зарегистрироваться Забыли?

Степанов Валерий, А-8-71, 1953-2012

«« предыдущее все фото раздела следующее »»

«Экскурсия в 41-й. Быть или не быть?»


Разместил Ирина Петрухина
В.Степанов 11:04 25.04.2012
«Экскурсия в 41-й. Быть или не быть?»

Несколько лет назад мне впервые за много лет довелось побывать в деревне Леоново Чеховского района Московской области. В этих местах в 80-х годах отряд «Поиск» начинал работу и проводил свои первые операции. Оказалось, что про наших ребят помнят и местные жители, и, что особенно важно, дачники - люди, появившиеся здесь не так давно. Каждый год на День Победы и по другим памятным датам проводятся у памятника ополченцам 17-й дивизии народного ополчения Москворецкого района Москвы и мемориальной стены бывшей школы встречи ветеранов – фронтовиков и молодежи. Не проходят мимо этого места и туристы, и отдыхающие. А ведь были времена, когда стену уже начинали разбирать на кирпичи для решения своих хозяйственных нужд окрестные крестьяне. Не позволили, общими усилиями отстояли, создали мемориальную зону, включив ее в реестр памятных мест Подмосковья, охраняемых государством. Иными словам, и раньше проблем с сохранением святынь было достаточно.
Был я в отпуске и решил часть времени посвятить поисковой работе. Собрал группу ребят, отдыхавших летом в Леоново, и провели мы с ними поход по местам былых боев. Надо сказать, что ребята с большим энтузиазмом и радостью восприняли мое предложение. Возраст девчонок и мальчишек, тут же «записавшихся» во вновь создавшийся «отряд», составил от 10 до 13 лет – самый возраст для начала следопытской деятельности.
Помогли мне тогда в организации такого мероприятия Иванова Даша со своей бабушкой, Ивановой Еленой Михайловной. В походе приняли участие: Васин Гриша, Дмитриев Леша, Аникина Юля, Худякова Инна и Костикова Оля.
Все было в том походе как положено: двухкилометровый марш, форсирование Безобразовского оврага, нападение ос – пострадала, но не очень Аникина Юля, поисковая работа, привал и обед – все по – настоящему.
В первый день привели в порядок захоронение неизвестных воинов 26 тбр, погибших в боях 14-15 ноября 1941 года у д. Марьино, на краю леса: выпололи траву, поправили могильный холм, покрасили ограду и обелиск.
Об этой могиле отряд «Поиск» знал еще с 80-х годов. За ней ухаживали местные жители. Ребята с интересом слушали рассказы о войне, об известных и неизвестных страницах боев осени 1941 года на Нарском рубеже, задавали множество совсем не детских вопросов. Их интересовало буквально все. В это время они представляли себя на месте защитников Москвы. А с каким неподдельным интересом они рассматривали найденные самими же реликвии войны: стреляные гильзы, осколки снарядов, ржавые остатки вооружения! По всему чувствовалось, что они вдруг стали жить поиском и пожелали продолжить поход и на следующий день.
Фото №44 В д. Марьино (st2003-2.JPG)
Второй день принес также много интересного. Поговорили с жителями д. Марьино и услыхали из первых уст волнующий рассказ о войне.
Бебенина (Терентьева) Капитолина Васильевна в 1941 году сама была девчонкой и детская память цепко ухватила один из эпизодов. Она передала нам солдатский котелок с надписью «Богуцкого А.» и рассказала такую историю: «В октябре1941 года при отступлении в доме моих родителей наши военные оставили тяжелораненого политрука. Когда пришли немцы – его прятали. Потом, когда немцы всех жителей угнали в свой тыл, за Нару, воин остался один. По возвращении из изгнания жители его обнаружили убитым. В груди политрука торчал немецкий штык-нож. Это котелок с его фамилией».
Надо сказать, что это была удача! Нам и прежде доводилось находить котелки, ложки с фамилиями, именами, инициалами. Удавалось устанавливать по ним полные данные по погибшим и, даже, находить родственников. Но подобного случая я, например, назвать не могу. Капитолина Васильевна показала место, куда политрук был захоронен вместе с другими погибшими.
К этому походу присоединились Сергей Долина с сыном Михаилом. Они передали нам несколько экспонатов для музея, а Сергей даже показал в овраге остатки немецкой брички для подвоза снарядов или мин - тоже музейный экспонат.
Фото №45 На могиле танкистов (st2003-3.JPG)
Возвращаясь, мы опять посетили могилу танкистов и...познакомились там с руководителем Чеховского военно-исторического клуба "Рубеж" Сергеем Александровичем Котовым и его помощником Вячеславом Ивановичем Хруновым. Вместе с ними ребята приняли участие в поиске танка, якобы застрявшего в одной из низин, и о котором до сих пор ходят противоречивые слухи. И на этот раз танк-призрак не появился. Все это было для ребят необычным, а потому волнующим и интересным. Я подарил Котову С.А. уникальный музейный экспонат, переданный Сергеем Долиной - брезентовый чехол времен войны для переноса диска автомата ППШ или ППД и карту местности с пожеланиями успехов в совместной работе по созданию мемориала под открытым небом «Леоновское поле», который по сути уже создается не один год. Свидетельства тому – памятники, обелиски, открытые в разное время после войны. Нужен главный монумент, место всеобщего поклонения памяти павших воинов 17 сд и 26 тбр.
Побывал я и в Стремиловской школе, познакомился с нынешним руководителем музея боевой славы Трифоновой А.Г. Антонина Георгиевна - преемник Анны Петровны Даличук и проводит сегодня большую воспитательную и поисковую работу. Она согласилась с тем, что необходимо продолжить поиск неизвестных захоронений и провести их исследование. Нужны паспортизация всех имеющихся уже памятников и братских могил на территории Стремиловского СО, дальнейшее развитие школьного музея с вовлечением в поисковые дела школьников.
Осенью, тогда же, по старым шефским связям и памяти, музею Стремиловской школы было передано оборудование, высвободившееся при реконструкции музея ОАО «НИЦЭВТ». Это – задел на перспективу. Есть идея оборудовать отдельный зал по истории 26 тбр.
На этом мой «поисковый сезон» завершился, и появился хороший материал для работы над очередной книгой, а у ребят – для сочинения на тему «Как я провел лето». Так оно и вышло: большинство из «бойцов отряда» рассказали в рамках этой темы о походах на рубежи обороны 1941 года. Это говорит о том, что многое еще можно успеть сделать в воспитании у молодежи патриотических чувств. Надо только не забывать об этом и работать.
Поначалу идея создания мемориала встречала непонимание у чеховских поисковиков. «Нечего деньги зарывать в землю» - это была позиция руководителя ВИК «Рубеж», которую автор раскритиковал в книге «Незабытые рубежи». Чеховские власти тоже молчали.
И вдруг в газете «Чехов сегодня» от 12. 02. 05., более чем через год после описанных выше событий, нахожу статью под названием: «Экскурсия в 41-й. Быть или не быть?» Это была статья С. Котова. Е. Окнина и В. Хрунова о мемориале «Леоновское поле». Представлен план мемориала. Он содержит уже имеющиеся святыни: стену бывшей школы с обелиском, «дом Тиксовых» с заброшенным колодцем напротив, в котором были захоронены после войны погибшие воины, места массовых захоронений (отмечены) на окрестных полях и «тропу смирения», которая проходит у каждого из отмеченных мест. Предполагается восстановить 2-3 русские печи на пепелищах домов, сгоревших во время войны. Статья с глубоким содержанием, интересно построена, располагает к размышлениям и ставит вопросы по доработке мемориала.
Доведение мемориала до завершения не потребует больших затрат – он уже есть и создан стараниями нескольких поколений. Сделано главное. Теперь можно дополнять, вносить новые предложения – работать. Молодцы ребята, что поддержали идею, рожденную не сегодня. Значит, работать будем вместе.
И все – таки мы бы предложили установить на высоком месте, перед вступлением в мемориальную зону, часовню. Это будет место нашего поклонения Богу, спасшему Отечество в трудную годину. Это будет место нашего покаяния за бездействие в прошлом и очищения перед будущим. Это будет место преклонения нашего пред памятью павших воинов. Тем более, что во время войны, исходя из требований обстановки, был разрушен действовавший храм в с. Стремилово. Там, где есть храм – там есть жизнь, которая должна и будет продолжаться.


Предложения, ошибки и т.д.

Тема сообщения
Доп. данные
Сообщение