О вдохновении
Читаем - Ссылка от 01:04 06.10.11
"то, о чём печалится Ирина П - то, что зовётся вдохновение, или светлое будущее, или надежда, или мечта. Назовите, как хотите, но его нет. Нет его! Хотя оно было и в Гражданку, и в ненавистные 30-е, а уж в 40-е!..."
Теперь - собственно о вдохновении.
Бабушка у меня (по отцу) из деревни. Её муж, мой дед, погиб в январе 1945. Так вот, видимо для поднятия её вдохновения (как по ссылке мадам уверяет) на запредельно высокий уровень, государство повысило в 1948 году сельскохозяйственный налог, существовавший с 1939 года. Налог начислялся довольно своеобразно (конечно для вдохновения, мы уже знаем). Так, если в хозяйстве была корова, то для неё устанавливался доход в 2450 рублей годовых. С этой суммы крестьянская семья должна была заплатить 290 рублей независимо от реально полученного дохода. Такой же принцип использовался для налогообложения свиней, овец, коз и пр., только суммы менялись. Уточняю. Неважно, сколько ты получал дохода с коровы – 290 вменённых рублей вынь, да положь!
Стоит напомнить любителям вдохновения, как происходили расчёты с колхозниками. За отработанный в колхозе ненормированный рабочий день, длящийся до 14 часов в уборочную, колхозник получал т.н. «трудодень» - птичку в журнале учёта рабочего времени. Государство вменяло колхозу план по сдаче сельхозпродукции. Столько-то тонн зерна, молока, мяса и т.д. По окончании года оставшаяся после сдачи государству сельхозпродукция делилась между колхозниками в соответствии с полученными трудоднями. На секундочку – денег практически не платили, давали зерно, мясо, яйца – всё на 90 % продукцией колхоза.
И вот, получив это зерно, мясо, молоко, и т.д. колхозник непонятно из каких денег должен был оплатить вышеупомянутый сельскохозяйственный налог. Вопрос на засыпку: что последовало за установкой новой ставки сельхозналога? По-моему, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить – колхозники стали резать скот!
Ну и уж чтобы всякий окончательно перестал сомневаться во вдохновении 40-х, добавлю – своя ставка налога была введена и на фруктовые деревья. Все отлично знают, что год на год не приходится и что на один урожайный на яблоки год приходится два малоурожайных. Так вот это тоже никого не волновало: яблони растут? Получи вменение налога и гони деньгу на вдохновение родному государству. Не заплатил налоги? А про статью «семь-восемь» не желаешь узнать в деталях?
Яблони бабушке тоже пришлось вырубить, короче говоря. Всё вдохновение 30-х и 40-х для этой семьи вылилось в то, что из семерых родившихся детей остались только трое, один из них – мой отец. В неурожайные 46-ой и 47-год питались хлебушком пополам с крапивой, лебедой и прочими подобными деликатесами.
Я после всего сказанного затрудняюсь, как корректно квалифицировать мадам, камлающую про вдохновение 30-х и 40-х годов.
|
( На примере режиссуры Эйзенштейна в спектакле по повести Дж.Лондона "Мексиканец") :
"Эйзенштейн поставил себе задачу вместо илюзорной игры в бокс дать на сцене живой азартный поединок и таким образом вызвать в зрительном зале особую остроту переживаний. Он бросил вызов прочно утвердившей себя "системе переживания" К.С.Станиславского.
<...> Я получил возможность сыграть американского журналиста, а иногда выходил на сцену в роли американского боксёра. Мексиканца Феллипе играл Иван Пырьев. По указанию Эйзенштейна в сцене бокса мы дрались всерьёз, в кровь разбивая друг другу носы." (с) Г.В.Александров "Эпоха и кино".
ЗЫ: И это - во втором составе спектакля!
...Чего же было в первом составе?!
(это было здесь: /mimo/art_26512 )
Мне не кажется (но, возможно, со стороны виднее), что имеет место попытка "нормализации режима". Цель одна - постараться сделать исторические представления минимально политизированными. Увы, начиная с 17-го года они не таковы. Из-за большевиков, да. Но после 91-го года маятник качнулся вспять, в смысле врать начали "в другую сторону", вплоть до попыток фальсификации отдельных докуиентов. Не говорю, что врут в каждом слове, как и большевики этого не делали, но хочется более объективной картинки.
Но поскольку история - всё же "недонаука" (в хорошем смысле :) ), столкновения оценок неизбежны. Просто потому, что можно на каждый пример отвечать контрпримером, и, если не закрывать глаза на некоторые из них, то даже личная оценка событий динамически изменяется.
Начну с того, что мне сильно не по вкусу утверждение, что "мы ... стали жертвой общественного эксперимента". Я всерьёз полагаю, что историю страны делают её граждане. Их активность, их заинтересованность, их воля. А не какие-то марсиане в белых халатах в лаборатории. Вывод может оказаться не очень приятным, но правде надо смотреть в глаза. Как в случае с книгами Гётца Али, которые на русский, увы, не переведены, но интенсивно обсуждались в сети. Его вывод - немецкий народ был, конечно, типа жертвой. Но он (в массе своей) был сильно экономически заинтересован в политике, которую проводил Гитлер.
Поэтому, в каком-то смысле, большевиков всё-таки "особенно просили взять и удержать власть в России"(с) :). Так вышло, что в 17-м именно они, жалкая кучка, наиболее адекватно отражали волю большинства. Выражавшуюся в двух основных пунктах: прекратить войну и устранить экономическую несправедливость (в основном, во владении землёй).
Нежелание участвовать в войне проявлялось даже у тех, кто выступал с оборонческих позиций. Деникин писал о разложении армии (явно, кстати, указывая, что это сделали не большевики). Генерал Головин в эмиграции исследовал вклад России в ПМВ и его выводы тоже неутешительны. В армии наблюдался некомплект офицеров, а интеллигенция активно "косила" от военной службы. Те же, кто служил, предпочитали делать это в Земгоре.
Я случайно обратил внимание на то, что в Европе довольно много очень известных людей (невоенных) погибло на той войне. Например, поэт Гийом Аполлинер. Или художник Франц Марк (из Синего Всадника, недавно выставка была в ГМИИ). Или равновеликий Менделееву физик Генри Мозли (он "закрыл" периодическую таблицу, дав современное объяснение номера элемента в ней. Азимов считал, что его смерть - самая большая индивидуальная утрата для человечества в ПМВ). Их очень много, в Европе издаются антологии поэзии погибших поэтов, исполняется музыка павших композиторов. В России я не знаю ни одной "знаменитости" (подчеркиваю, из НЕвоенных), погибших на той войне. Хотя погибло свыше 2-х миллионов народу (больше всех в абсолютных цифрах) и просто по статистике должны были быть кто-то из celebrities.
Но Есенин (формально, кстати, воевавший) написал, по-видимому, чистую правду (не о себе, ему не пришлось стрелять):
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я — игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
Я бросил мою винтовку,
Купил себе «липу», и вот
С такою-то подготовкой
Я встретил 17-ый год.
Свобода взметнулась неистово.
И в розово-смрадном огне
Тогда над страною калифствовал
Керенский на белом коне.
Война «до конца», «до победы».
И ту же сермяжную рать
Прохвосты и дармоеды
Сгоняли на фронт умирать.
Но все же не взял я шпагу...
Под грохот и рев мортир
Другую явил я отвагу —
Был первый в стране дезертир.
Чёрт, очень длинно получается, по возможности потом продолжу.
Власть подобрали и удержали путём террора большевики, затем имел место общественный эксперимент.
Страницы: Начало ← 111 112 113 114 115 → Конец