Немного о современном немецком менталитете
Как-то на заре моей иммигрантской жизни у нас на работе решили отметить Рождество. Проект был создан недавно, люди не успели толком познакомиться, и как это иногда бывает в еще неспаянных коллективах, вечеринка, едва начавшись, langsam aber sicher* покатилась к завершению. Праздник обещал превратиться в свою противоположность. К тому же элементарно не хватало выпивки! Душа настолько требовала, что я почти не удивился, когда ко мне выдвинулся коллега Вилли с предложением продолжить в запримеченном им неподалеку пивбаре.
Пивная находилась в стареньком неказистом здании за стоянкой автобусов и была как будто специально спрятана от прохожих. «Острый, однако, глаз у коллеги Вилли». – отметил я с уважением.
Мы бодро вошли в пивнушку и очутились в густом полумраке. За столиками – еле различимые силуэты посетителей .Что-то тяжёлое висело в атмосфере. Проходя по залу, я спиной почувствовал «буравящие» меня взгляды. Впрочем, всё это я осознал позже, восстанавливая в памяти произошедшее. А в тот момент, даже несмотря на чрезмерную сдержанность и неулыбчивость бармена, заведение казалось обычной берлинской Kneipe.
Мы устроились за стойкой, и после пары кружек вожделенного пенистого напитка наша беседа пошла оживленней, я уже не следил за правильностью своей речи, и мой ломанный немецкий стал отчетливо слышен в наступившей тишине зала.Мой приятель вскоре ненадолго удалился, а вернувшись, вдруг отчеканил: «Уходим! И чем скорее – тем лучше». Он был настолько встревожен, что задавать какие-либо вопросы я счёл неуместным. Мы быстро рассчитались и пулей вылетели наружу.
Когда место наших посиделок осталось далеко позади, Вилли сообщил, что в туалете к нему подошли несколько человек и недвусмысленно посоветовали срочно покинуть заведение. Бар оказался нацистским! Там собирались современные поборники «чистоты расы» и идеи «Германия – для немцев».
И вот меня угораздило попасть в самое логово так называемых правых радикалов – маргинального движения преимущественно выходцев из бывшей ГДР. До этого я как-то видел их демонстрацию – окруженная плотным кольцом полиции угрюмая бритоголовая толпа выкрикивала пахнущие нафталином лозунги. Они вели себя вполне мирно. Что было с их стороны логично и оправданно. Ведь, во-первых, в Германии все соблюдают закон, а во-вторых, из этого правила то и дело возникают исключения, и не будь полицейского кордона, нацикам пришлось бы напрямую столкнуться с превосходящими их численно групами анархистов и других радикальных антифашистов. А это боевые парни, и сторонники их весьма многочисленны. Впрочем, кое-где кордон был все же прорван в результате чего, по сообщениям прессы, легкие повреждения получили 7 нацистов и 1 полицейский. Короче, здесь вам не тут.
Но тогда, в пивбаре у них, казалось, была отличная возможность рассправиться с иностранцем. «А ведь они не проявили ко мне прямой агрессии. Почему?» – всё размышлял я по дороге, пока не произнёс этот вопрос вслух. Вилли, казалось, не понял. «Ну, я же для них persona non grata – мигрант, иностранец», - продолжал я. «Кто?» – опять не въехал вроде уже вполне протрезвевший приятель. Потом на его лице изобразилось удивление: «Да ты здесь ни при чём! Дело во мне. Я – весси**, а они – осси***, понимаешь, наци из осси». И выговор у меня другой, и вообще…менталитет». Как я не пытался его переубедить, Вилли остался при своём мнении – именно его попросили уйти.
* langsam aber sicher (идеома) – медленно, но верно ** весси (жарг.) – выходцы из бывшей Западной Германии и Западного Берлина *** осси (жарг.) – выходцы из бывшей Восточной Германии и, соответственно, восточной части Берлина
|
Когда я говорил о доносительстве, имел ввиду более широкое понятие, чем, то, что мы, согласен, привыкли в него вкладывать: вульгарный донос на инакомыслящего соседа. А присуще оно немцам, как производная от другой хорошо известной их черты – любви к закону и порядку. Пример. Если с ”непорядком” столкнется русский, то он, скорее всего, или попытается его самостоятельно исправить, или сделает вид, что не заметил. А немец, скорее всего, сообщит (донесет?) в соответствующую инстанцию. Хорошо это или плохо? Когда-как.
А покаятся, если есть за что, - надо! Это удел сильных. Если б мы четко признали преступность сталинского указа от 44 года, если б приняли участие в судьбе хотя бы еще живущих «выселенцев», глядишь, обошлось бы без 2-х чеченских войн. Что касается стран Балтии, то здесь сложнее. Все-таки мы их освободили от фашизма. Но сначала, в 40-м, оккупировали, многих и многих репрессирвали, 45 лет держали в «дружной семье». Так что у них к нам могут быть претензии. Но мне не хотелось бы здесь поднимать такую болезненную для многих тему.
-> Баранов
Думается, исторические события, скрытые от нас толщей веков, вряд ли являются причиной современных конфликтов. Мне рассказывали, правда, про одного профессора истории в МГУ, который на лекции о войне 812 года, натурально проливал слезы по погибшим в той войне соотечественникам. Но согласись, это, скорее, исключение. Если же в школе возник конфликт между русскими и татарами, то никах не в связи с только-что закончившимся уроком о Куликовскй битве. Как повод - да, но никак не причина. Нац. нетерпимость подогревается не учебниками по истории (если это учебник, а не откровенная пропаганда), но передается "из уст в уста" в семье, в социуме. И не будь политиканов, получающих от этих конфликтов быстрые дивиденды, они бы сами собой сошли на нет. Лет через 100.
-> SAM
И хронологии без истории никак не обойтись, ведь между двумя датами (после даты) надо написать еще какой-то текст.
P.S
Понимаю, что мои умозаключения спорны, но продолжить не смогу. Ва-аще нет времени.
В связи с этим приведу некоторые свои наблюдения.
Но, прежде, надо вспомнить, что агитка – это литературное или живописное произведение, преследующее узко агитационные цели.
Уяснив про агитку, теперь, пожалуй, и перейдем к «картинкам» Агитпропа – главного специалиста показа преимуществ социализма перед загнивающим капитализмом.
Сюжет первый. Все хорошо знают знаменитый и любимый всеми фильм «Чапаев», помнят его финальные кадры. Штаб Чапаева, находившийся на значительном удалении от основных сил дивизии, попадает в беду. Белые окружают. Гибнут герои. Погибает Петька, прикрывавший отход легендарного командира. Сам Василий Иванович, раненый в руку, преодолевая водную преграду, старается уйти от пулеметных очередей – «Врешь, не возьмешь!», - повторяет он. Но пули настигают его, и герой революции скрывается под водой… Звучит трагическая музыка. Прицельным попаданием нашей артиллерии вдребезги разбивается вражеский пулеметный расчет, сразивший комдива Гражданской. Возмездие состоялось. Но боль и горечь утраты – не унять. Так заканчивается фильм-лауреат.
Но не тут то было. Есть у этой, да и не только у этой, истории продолжения, о которых мало кто знает.
Сюжет второй. Панорама широкой реки. И вдруг, у кустов, выныривает никто иной, а Василий Иванович Чапаев, и выходит на берег. Как был – в белой сорочке, даже не ранен и почему то в сапогах… А на берегу его уже поджидает верный Петр. Чапаев, отряхивая воду с головы и усов, спрашивает товарища об обстановке. На что Петька докладывает, что, мол, внезапно напал "германец" , совсем обнаглел, и что надо бы его проучить, как следует. На что Чапаев требует коня, шашку и бурку и, получив все, «взлетает» на скакуна, и уже мчится впереди конницы, лихо срубая головы проклятым захватчикам, которые почему-то все с заплечными ранцами и в форме времен Первой мировой войны.
Сюжет третий. Герои фильма «Трактористы» на нашем танке БТ-7, или ином, того же класса, крушат технику и разбивают наголову одно подразделение «германцев» за другим. Звучит победная мелодия. Враг не пройдет, мы победим – и ничего более. Таков финал агитки.
Полный бред, отснятый в самом начале войны. И он был уготован, для поднятия духа наших бойцов и командиров и показа на фронте, линия которого менялась точно так же быстро, как в кино! К примеру, 10-я армия генерал-майора К.Д. Голубева, самая мощная армия Западного фронта, в первые дни войны в полном составе оказалась в плену. Правда, Константин Дмитриевич из окружения вышел и, даже Сталин доверил ему еще одну армию – 13-ю. История с этой армией не намного отличалась от предыдущей. Потом у командарма появилась 43-я армия... Понятно, что при таком развитии событий было не до «шедевров» Агитпропа и они надолго осели в Госфильмофонде.
Мне довелось видеть безобразие упомянутых агиток всего один раз в жизни, к 40-летию Победы, кстати, по Центральному телевидению, но запомнилось это зрелище на всю оставшуюся жизнь. Это были знаменитые «Боевые кино - сборники» №1 и №2. Говорят, что существовал еще и БКС №3, но его мне не довелось посмотреть, а жаль. Думаю, что после прочитанных и представленных «историй», комментарии в отношении нашего Агитпропа, а также "пролеткульта", и здесь, и далее излишни.
Лена, по одной культуре тоже нельзя историю изучать. Авторский вымысел и всё такое)))… По первоисточникам, вроде “Слова о полку Игореве” - и то… “растекался мысью по древу”…))) Тут ещё небезызвестного Фоменко можно вспомнить – так мы далеко зайдём. А “Андрей Рублев” – только повод усомниться, что не всё было так, как в учебнике написано, и к другим источникам обратиться.
По поводу пуговицы. Отец моего мужа долгие годы был директором музея М.Ю.Лермонтова в Пятигорске. За это время он сталкивался с таким количеством разных, в том числе безумных, версий о дуэли Лермонтова! Специалисты обычно не относятся к таким версиям всерьёз. Да и место дуэли – совсем не то, где памятник, и что показывают туристам и называют “местом дуэли”. Так уж получилось…
-> eugen_g
Совершенно согласна с тобой, что “нац. нетерпимость подогревается не учебниками по истории (если это учебник, а не откровенная пропаганда), но передается "из уст в уста" в семье, в социуме”.
К сожалению, например, и в Грузии, и в странах Балтии, учебник пока, возможно, ближе к пропаганде. А ведь страны Балтии, в частности, Литва, 350 лет были в составе Российской империи и, если бы не Октябрьская революция, у них не было бы никаких шансов получить независимость. Которая и продлилась всего 20 лет. Что касается “оккупации” в 40-м – можно это, конечно и так называть, но ведь у каждого государства есть свои геополитические интересы. А иначе их бы Гитлер оккупировал. Он уже приезжал в Мемель в 39-м и был радостно встречен… А что касается уничтожения евреев в Литве и Латвии, то это там было сделано отнюдь не руками немцев. Так что, почти у каждого народа в истории найдутся страницы, за которые можно было бы покаяться…
По поводу покаяния. Я тоже раньше думала, что покаяться – было бы красиво… Только кто должен каяться-то? Мы тут вроде вообще ни причём, родители наши в большинстве своем честно работали всю жизнь на государство, дедушки-бабушки вообще всё на себя приняли – и войну, и нужду, и разруху…
Признать какие-то действия государства (причем, бывшего) неправильными – это да, наверно, правильно бы было...
-> BBC
У Вас в профиле написано "Историк". Можно ли поинтересоваться, это хобби, второе образование, самообразование или что?
В школе учат дурацкому ОБЖ, плавно переходящему в ОВП. Еще нужно бы научить защищаться от инфы, не доверять просто так словам.
Есть такая книжка "Иван Грозный - созидатель или разрушитель" Ельянова. Он просто посмотрел на примере 10 историков (от Карамзина до Скрынникова), как воспринимался этот персонаж в разных исторических концепциях. Так вот, разный он у них, оценки - разные. В зависимости от внутренних убеждений автора, да мало ли от чего ещё.
Это Баранов к ВВС, почему-то анонимом получился )))).
"Защищаться от инфы", не быть манипулируемыми - ну этому мы сами должны своих детей научить. А образование и, в частности, знание истории в этом может быть подспорьем.
->ОК Да не-е-е, Оль. Нет никакого противопоставления. Вот запятую, действительно, забыла…. Ну Герой – не обязательно ветеран же. Разные бывают…
-> Марин, да вымысел. Но, может через отношение художника (часто сомневающегося) историю поймешь правильнее? Ну, уж точно правильнее, чем через политическое отношение. Её (историю), может, не только изучить (хронологию и т.д.), но и понять нужно. Нет?
Про пуговицу. Привела, как пример усомниться в исторических постулатах.
->Евгений. Финансовые потоки! Вот ведь, сошлись ведь во мнениях! И не обижайтесь, пожалуйста (показалось- обиделись…нет? ) Извиняйте, если что.
->;)) Ага. Долой агитки.! Посоветуй ч-н посмотреть, лучше… Историческое… (я вчера Бал посмотрела – благодарна, жуть)
В общем, я – за искусство! Во всем!
О! Мысль! За искусство общения!
Страницы: Начало ← 5 6 7 8 9 → Конец